Представление перевозчиком (экспедитором) налоговому органу не оригинала, акопии CMR-накладной (копии коносамента) не является основанием считать, что нулевая ставка НДС применена необоснованно. Однако при проведении камерального контроля налоговая инспекция может запросить у вас сведения и документы, подтверждающие обоснованность налоговой льготы в отношении экспортируемых транспортных услуг.
Особенности проведения контрольных мероприятий, подтверждающих неосуществление перевозки и услуг транспортной экспедиции, изложены в письме МНС от 08.01.2019 № 2-1-10/07265 "О копиях CMR-накладных при реализации экспортируемых транспортных услуг".
Экспортируемые транспортные услуги облагаются по нулевой ставке НДС при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами (пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действующей с 01.01.2019; пункт 4 статьи 102 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действующей до 01.01.2019).
При проведении камерального контроля обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых транспортных услуг, оборот по реализации которых отражен в налоговой декларации (расчете) по НДС:
- за отчетные периоды 2019 года, используется информация, указанная плательщиком в ЭСЧФ;
- за отчетные периоды 2018 года и ранее, используется информация, указанная плательщиком в Реестре международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов), являющемся приложением 3 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС (далее – Реестр).
Однако налоговая инспекция не может установить достоверность указанных в ЭСЧФ и Реестре сведений, дистанционно сверив их с каким-либо внешним источником информации.
Поэтому налоговое ведомство рекомендует своим инспекциям запрашивать у плательщика сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, пониженных ставок.
"Запрос должен быть предельно выверен, обоснован и ни в коем случае не должен заменять выездную проверку", – отмечает МНС.
При выявлении в ходе камеральной проверки неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в налоговой декларации (расчете), их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направят, в том числе в электронном виде, уведомление с предложением представить дополнительные сведения и (или) пояснения, документы, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Доказательствами, подтверждающим неосуществление услуг транспортной экспедиции и перевозки, на основании сведений из представленных плательщиком документов могут служить:
- опросы водителей, осуществлявших транспортировку груза (информация из гр.16, 23, 25, 26 CMR-накладной);
- информация о движении транспортного средства из системы контроля оплаты "BelToll".
Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), составляется акт камеральной проверки.
Основанием для составления акта камеральной проверки может служить доказательная база, собранная и направленная правоохранительными органами в адрес налогового органа.
В случае обнаружения в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой, при этом плательщик не реагирует на уведомление налогового органа и не представил документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, то подразделение камерального контроля направит информацию в подразделение контроля для рассмотрения вопроса о назначении проверки в порядке, установленном законодательством.