Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило вопросы, связанные с исчислением и уплатой курортного сбора.
Письмо МНС от 21.02.2019 № 2-2-11/00458 за подписью заместителя Министра по налогам и сборам Э.А.Селицкой, опубликовано сегодня на портале МНС:
О курортном сборе
Министерство по налогам и сборам в связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) разъясняет следующее.
На основании пункта 1 статьи 314 Кодекса объектом обложения курортным сбором признается нахождение (проживание не менее суток) физического лица в расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь:
- санаторно-курортных организациях;
- профилакториях, оздоровительных центрах (комплексах), образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях, спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах (далее – оздоровительные организации).
Внесение плательщиком сумм курортного сбора санаторно-курортной или оздоровительной организации производится не позднее последних суток нахождения физического лица в такой организации исходя из ставки курортного сбора, действующей на дату внесения сумм этого сбора. Взимание курортного сбора до момента прибытия физического лица в санаторно-курортную или оздоровительную организации не производится (пункт 2 статьи 314 Кодекса).
В соответствии со статьей 313 Кодекса плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением:
- лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами;
- лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (включая сопровождающих лиц);
- детей, направляемых в оздоровительные (спортивно-оздоровительные) лагеря по путевкам, стоимость которых удешевлена за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета.
При этом, пунктом 4 статьи 315 Кодекса оговорено, что при частичной оплате стоимости путевки за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета (за исключением путевок в оздоровительные или спортивно-оздоровительные лагеря), средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний налоговой базой является стоимость путевки, оплачиваемая физическими лицами за счет собственных средств.
На основании изложенного:
– если физические лица направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета бесплатно (т.е. физическое лицо не производит доплату собственными средствами либо средствами организации, профсоюзной организации и т.п.), необходимость исчисления и уплаты курортного сбора в отношении всей стоимости путевки не возникает;
– если физические лица направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т.е. физическое лицо не производит доплату собственными средствами либо средствами организации, профсоюзной организации и т.п.), необходимость исчисления и уплаты курортного сбора в отношении всей стоимости путевки не возникает;
Справочно: Согласно пункту 292 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на санаторно-курортное лечение застрахованного на территории Республики Беларусь, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проживания и питания сопровождающего его лица, на весь период этого лечения, является страховой выплатой по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– если имеет место частичная оплата стоимости путевки физическим лицом, обязанность уплаты курортного сбора физическим лицом возникает в части стоимости путевки, подлежащей оплате физическим лицом. При этом, если организация либо профсоюзная организация (комитет) компенсируют физическому лицу расходы на оплату стоимости путевки (в том числе частично) либо производят вместо него оплату стоимости путевки (в том числе частично), размер такой компенсации (оплаты) не уменьшает налоговую базу для исчисления курортного сбора.
Поскольку санаторно-курортные и оздоровительные организации информацией о размере оплаты путевок собственными средствами физических лиц не располагают, исчисление курортного сбора исходя из стоимости путевки, оплачиваемой физическими лицами за счет собственных средств, производится на основании:
а) при выдаче путевки представительствами Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее – представительства):
– представляемой физическим лицом в санаторно-курортную или оздоровительную организацию заверенной выдавшим путевку специалистом представительства копии чека (иного платежного документа), подтверждающего одномоментное внесение физическим лицом денег в уплату путевки;
– либо записи в путевке о сумме денежных средств, подлежащей оплате (оплаченной) физическим лицом, заверенной выдавшим путевку специалистом представительства;
б) при выдаче путевки комиссиями по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, созданными в организациях в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 "О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения" (далее – комиссии):
– представляемой физическим лицом в санаторно-курортную или оздоровительную организацию копии чека (иного платежного документа), заверенной в установленном порядке уполномоченным лицом (лицом, владеющим информацией о внесенной сумме) организации (комиссии), выдавшей путевку, подтверждающего внесение физическим лицом всей суммы денежных средств в уплату путевки (включая средства организации либо профсоюзной организации);
– либо представляемого физическим лицом в санаторно-курортную или оздоровительную организацию информационного письма (уведомления), составленного в произвольной форме организацией, выдавшей путевку, и содержащего сведения о сумме, подлежащей оплате за путевку физическим лицом (включая средства организации либо профсоюзной организации);
– либо записи в путевке о сумме денежных средств, подлежащей оплате (оплаченной) физическим лицом (включая средства организации либо профсоюзной организации), заверенной в установленном порядке уполномоченным лицом (лицом, владеющим информацией о внесенной сумме) организации (комиссии), выдавшей путевку.
Дети, направленные в лагеря с круглосуточным пребыванием по путевкам, приобретенным за счет государственных средств (т.е. бесплатно), а также дети, направленные в оздоровительные (спортивно-оздоровительные) лагеря по путевкам, стоимость которых удешевлена за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета, плательщиками курортного сбора не являются, независимо от части стоимости путевки, оплачиваемой родителями (включая средства организации либо профсоюзной организации).
Нахождение детей в оздоровительных (спортивно-оздоровительных) лагерях по путевкам, стоимость которых полностью оплачивается родителями (в том числе профсоюзной либо иной организацией), признается объектом обложения курортным сбором. Следовательно, в отсутствие льгот, установленных местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительные органами, курортный сбор подлежит уплате исходя из всей стоимости путевки в оздоровительный (спортивно-оздоровительный) лагерь.
Справочно: На основании пункта 8 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 "О некоторых вопросах организации оздоровления детей" перечисление государственных средств на удешевление стоимости путевок производится на текущие (расчетные) или специальные счета лагерей или организаций, содержащих на своем балансе или организующих лагеря.
Указанный выше порядок исчисления курортного сбора подлежит применению в отношении путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации с датой заезда начиная с 1 января 2019 года.
Физическим лицам, произведшим уплату курортного сбора в 2019 году исходя из полной стоимости путевки, и впоследствии предоставившим в санаторно-курортную или оздоровительную организацию информацию, подтверждающую частичную оплату путевки физическим лицом (включая средства организации либо профсоюзной организации) либо подтверждающую, что путевка выдана бесплатно за счет средств государственного социального страхования, республиканского бюджета или в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производится перерасчет курортного сбора, что отражается санаторно-курортными и оздоровительными организациями в информации о перечислении курортного сбора, представляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 319 Кодекса в налоговый орган по месту постановки на учет таких организаций не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Одновременно обращаем внимание на следующее.
Поскольку курортный сбор является местным платежом (пункт 3 статьи 7 Кодекса), Минскому городскому Совету депутатов, местным Советам депутатов базового территориального уровня статьей 12 Кодекса представлено право устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местные налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенных ими местных налога и (или) сбора.
При этом, на основании пункта 3 статьи 35 Кодекса местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
- отдельным плательщикам – физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации;
- отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом и (или) иными законами.
Инспекциям МНС по областям и г. Минску поручаем данное разъяснение оперативно довести до подведомственных ИМНС, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, а также обеспечить широкомасштабное информирование населения, в том числе посредством использования средств массовой информации.
Также просим Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения организовать доведение данной информации до сведения представительств и комиссий по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, созданных в организациях.