Организации, применяющие УСН и не ведущие бухгалтерский учет, как правило, не проводят инвентаризацию. На первый взгляд в этом нет необходимости: годовая отчетность не сдается, учет активов в книге учета доходов и расходов не предусмотрен. Автор разберется, обязательно ли проводить инвентаризацию УСНщикам и на что может повлиять ее отсутствие.
Ситуация
Организация ведет учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – Книга).
Предусмотрена ли законодательством обязанность проведения инвентаризаций у организаций, применяющих УСН и ведущих учет в Книге?
Обязанности нет, однако проведение инвентаризации целесообразно.
Бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон № 57-З).
Действие Закона № 57-З распространяется на организации (п. 2 ст. 2 Закона № 57-З).
Отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 57-З).
К их числу относятся организации, применяющие УСН, которые ведут бухгалтерский учет в Книге. Поскольку такие организация освобождены от ведения бухгалтерского учета на общих основаниях, то и требования ст. 13 Закона № 57-З на них не распространяются.
Справочно: организации, применяющие УСН, вправе вести учет в Книге, если:
– численность работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек;
– размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 774 900 бел. руб.
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона № 57-З).
Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено (п. 2 ст. 13 Закона № 57-З):
– при реорганизации или ликвидации организации;
– смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
– при возникновении чрезвычайных ситуаций;
– в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
При этом субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, проводят инвентаризацию активов и обязательств 1 раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с Законом № 57-З (п. 10 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180; далее – Инструкция № 180).
Но обратите внимание, что Инструкция № 180 устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
Таким образом, можно сделать вывод, что для организаций, ведущих учет в Книге, не существует обязанности проведения инвентаризаций.
Тем не менее ее проведение будет целесообразным, чтобы:
– обеспечить собственников и руководства организации информацией о достоверном состоянии активов и обязательств организации;
– своевременного оприходовать излишки или обнаружить недостачу активов;
– своевременного списать кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, что в свою очередь влияет на своевременность исчисления и уплаты налога при УСН.
Порядок проведения инвентаризации организациями, ведущими учет в Книге, целесообразно закрепить в учетной политике