Пять вопросов к постановлению № 713

31 октября 2022

МАРТ продолжает разъяснять нормы постановления № 713.

Письмо МАРТ от 28.10.2022 № 20-02/67К «О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713»

В связи с поступающими обращениями по вопросам применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), которое вступило в силу с 19 октября 2022 г., а также в связи с внесением изменений в указанное постановление постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2022 г. № 713(1) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713», которое вступило в силу с 26 октября 2022 г., Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующие вопросы:

1. Распространяется ли постановление № 713 на услуги по изготовлению по индивидуальному заказу?

Постановление № 713 не распространяется на отношения, связанные с оказанием услуг СТО, в том числе нормы постановления № 713 не распространяются на материалы, используемые при оказании таких услуг, если такие материалы включены в стоимость оказываемых услуг.

При этом при реализации СТО производителем, поставщиком материалов, используемых СТО при оказании услуг, цены на такой товар в случае его включения в перечень, указанный в приложении 1 к постановлению № 713, регулируются в соответствии с постановлением № 713.

Одновременно отмечаем, что если при оказании услуги СТО заключается договор, которым предусматриваются отдельно продажа товаров и дальнейшее оказание услуг с использованием этого товара, то в таком случае при реализации товара должны соблюдаться надбавки, определенные приложением 1 к постановлению № 713.

В случае если при СТО работает розничный торговый объект, осуществляющий реализацию товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 713, то уровень надбавок в данном розничном торговом объекте должен соблюдаться.

2. Являются ли напитки, изготавливаемые в кофе-аппарате, расположенном на площадях торгового объекта, товаром или продукцией общественного питания?

В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 3 Классификации торговых объектов по видам, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 23 «О классификации торговых объектов по видам и типам», торговый автомат – передвижное средство разносной торговли, представляющее собой специальное оборудование для продажи товаров, позволяющее проводить расчеты за приобретаемые товары с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке.

 

Справочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее Закон № 128-З):

нестационарный торговый объект торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, а также палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление (передвижные средства разносной торговли) (подпункт 1.11);

торговый объект — капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли (подпункт 1.35).

 

Соответственно продажа напитков посредством самообслуживания с использованием нестационарных торговых объектов или использование в торговых объектах вышеуказанных аппаратов в качестве торгового оборудования имеют признаки торговли, в том числе разносной торговли с использованием торгового автомата.

Ввиду изложенного напитки, реализуемые с использованием такого кофе-аппарата посредством самообслуживания в рамках деятельности «торговля», будут товаром.

Обращаем внимание, что кофемашины, используемые субъектом общественного питания в объектах общественного питания для изготовления работниками такого субъекта напитков в рамках деятельности «общественное питание», не являются торговыми автоматами.

 

Справочно.

Согласно нормам статей 10 и 11 Закона № 128-З субъекты хозяйствования вправе самостоятельно определять виды деятельности, которые предполагают осуществлять, а также виды и типы торговых объектов, типы объектов общественного питания (при условии определения такого типа), порядок и условия осуществления деятельности.

 

3. В объекте осуществляется изготовление пиццы и иной подобной продукции, является ли такой объект «объектом общественного питания», а изготавливаемая продукция «продукцией общественного питания»?

Исходя из определения терминов «общественное питание», «продукция общественного питания», указанных в подпунктах 1.12, 1.18 пункта 1 статьи 1 Закона № 128-З, деятельность по производству, в том числе выпеканию, пиццы может относиться к общественному питанию, изготавливаемая продукция – к продукции общественного питания, а объект, в котором такая продукция изготовлена и реализована, – к объекту общественного питания.

4. Субъект общественного питания произвел продукцию общественного питания и реализовал ее иному субъекту хозяйствования. К чему относится такая продукция?

Продукция, произведенная субъектом общественного питания при осуществлении деятельности «общественное питание» и реализованная иному субъекту хозяйствования для последующей ее продажи, является: для первого – продукцией общественного питания, для последнего – товаром.

5. В случае реализации товара по дилерскому договору, в котором устанавливаются рекомендуемые цены реализации, необходимо ли соблюдать требования постановления?

Ограничения, установленные постановлением № 713, распространяются в том числе на отношения по реализации товаров в рамках дилерских договоров.

При этом считаем возможным обратить внимание, что согласно пункту 2 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для потребителя максимальную цену перепродажи товара.

Министр:  А.И.Богданов

 

Разъяснение опубликовано 29 октября 2022 г. на сайте МАРТ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup