Требование оригинала или копии CMR-накладной можно предусмотреть в договоре

15 сентября 2022

Минтранс и МНС разъяснили вопросы налогообложении НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом в условиях ограничений.

 

О налогообложении НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом

Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство по налогам и сборам с учетом подходов, согласованных с Советом Министром Республики Беларусь, по возникающим вопросам, разъясняют следующее.

В соответствии с Регламентом Совета ЕС № 2022/577 и Решением Совета ЕС № 2022/579 от 08.04.2022 автотранспортным предприятиям, учрежденным в Республике Беларусь, с 09.04.2022 запрещена перевозка грузов автомобильным транспортом по территории Европейского союза (далее – Евросоюз), в том числе транзитом.

В целях поддержки автомобильных перевозчиков, зарегистрированных в Республике Беларусь (далее – белорусский перевозчик), с 16.04.2022 были введены ответные меры в отношении автомобильных перевозчиков, зарегистрированных в Евросоюзе (далее – перевозчик Евросоюза), разрешив им перевозку грузов только до/из специально установленных мест на территории Республики Беларусь для осуществления грузовых операций и (или) перецепки.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств» (далее – постановление № 247) определены специально установленные места для совершения грузовых операций и (или) перецепки (далее – специально установленное место).

Действующие ограничения со стороны Евросоюза не позволяют белорусским перевозчикам оказывать транспортные услуги в обычном режиме, то есть самостоятельно выполнять перевозку груза от пункта отправления до пункта назначения на всем протяжении международного маршрута следования груза, а лишь обеспечивать часть маршрута такой перевозки.

Порядок выполнения автомобильных перевозок в рамках постановления № 247 является новой практикой для белорусских перевозчиков, однако позволяющей продолжать участвовать в выполнении перевозок импортных/экспортных грузов только в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь без пересечения ее границы.

Технология выполнения белорусским перевозчиком части международной перевозки грузов следующая.

Перевозчик Евросоюза прибывает в специально установленное место для осуществления грузовых операций и (или) перецепки. Белорусский перевозчик, принимающий груз, следующий из Евросоюза, в специально установленном месте к дальнейшей доставке до места назначения, является последующим перевозчиком, о чем делается отметка в графе 17 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее – CMR-накладная), а также дополнительно указываются данные о регистрационных номерах транспортных средств белорусского перевозчика.

Аналогичные отметки в CMR-накладной производятся, если белорусский перевозчик начинает перевозку груза, следующего в Евросоюз (транзитом по Евросоюзу), с территории Республики Беларусь и доставляет его в специально установленное место, где последующим перевозчиком уже становится перевозчик Евросоюза.

Глава VI Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19.05.1956 (далее – КДПГ), определяет положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной[1]. Каждый из перевозчиков несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся, в силу принятия ими груза и CMR-накладной, сторонами договора перевозки на указанных в CMR-накладной условиях (статья 34 КДПГ).

Таким образом, международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые в условиях ограничений, установленных Евросоюзом, оформляются CMR-накладной таким образом, что каждый из перевозчиков, который в ней указан (графы 16–17 CMR-накладной), является стороной договора международной перевозки груза на указанных в CMR-накладной условиях и выполняет часть такой международной перевозки, завершая либо начиная ее на каком-либо этапе.

При заполнении CMR-накладной в графе 2 (место принятия груза) и графе 4 (место доставки груза) указываются разные государства, что подтверждает следование груза по международному маршруту.

Как установлено пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Республики Беларусь, услуги по международной перевозке грузов автомобильным транспортом за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории, относятся к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке (далее – НДС) в размере ноль (0) процентов, при оформлении их международным товарно-транспортным документом, каковым является CMR-накладная, составленная согласно КДПГ.

В условиях действия ограничений со стороны Евросоюза, учитывая признание белорусского перевозчика стороной договора международной перевозки на указанных в CMR-накладной условиях, отвечающего наравне с иным перевозчиком за всю перевозку, возникают основания считать, что услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказанные в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь, относятся также к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) место принятия (доставки) груза расположено на территории Евросоюза либо маршрут следования груза проходит транзитом по территории Евросоюза;

2) заявка заказчика, договор, заказ-поручение или другой аналогичный документ содержат указание маршрута международной перевозки груза и его соответствующей части по территории Республики Беларусь;

3) грузовой автомобиль или седельный тягач следовали в специально установленные места (из специально установленных мест), определенные (определенных) постановлением № 247, для совершения грузовых операций и (или) перецепки этих транспортных средств;

4) услуга по международной перевозке груза в части перевозки груза по территории Республики Беларусь оказана юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, имеющими в соответствии с законодательством право на выполнение международных автомобильных перевозок и попавшими под действие введенных Евросоюзом ограничений.

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, такими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь являются юридические лица или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь:

имеющие, лицензию на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта с составляющими его услугами по международной автомобильной перевозке грузов;

выполняющие международные автомобильные перевозки грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;

5) международная перевозка груза осуществлена последовательно несколькими перевозчиками и оформлена единой CMR-накладной;

6) оформленная CMR-накладная (ее копия) содержит в том числе реквизиты последующего перевозчика (графа 17 CMR-накладной), дату о получении груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом, удостоверенную им при завершении международной перевозки груза (графа 24 CMR-накладной).

Поскольку нормы международных законодательных актов не предусматривают обязательств по изданию оригинала либо изготовлению копии CMR-накладной, сопровождающей экспортный груз, предназначенного(ой) для передачи белорусскому перевозчику по завершении международной перевозки, то требование белорусского перевозчика оригиналов CMR-накладной или их копий может быть предусмотрено в договоре.

Данные подходы будут закреплены в нормативном правовом акте, распространяющемся на отношения, возникшие с 16.04.2022.

Разъяснение опубликовано на сайте МНС

 


[1] Договор перевозки подтверждается составлением CMR-накладной. CMR-накладная является достаточным при отсутствии опровержения доказательством заключения договора перевозки, выполнения его условий и получения груза перевозчиком (статьи 4 и 9 КДПГ).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup