Внесение изменений в Налоговый кодекс с 2024 года: изучаем проект


Важное в статье:


 

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Проект) опубликован на сайте https://pravo.by/document/?guid=3941&p0=2023077001.

Рассмотрим наиболее существенные изменения, которые планируются в налоговом законодательстве в 2024 г.

 

Налог на прибыль

1. Среди изменений и дополнений, вносимых с 2024 г. в гл. 16 «Налог на прибыль» НК, можно выделить следующие, касающиеся ставок данного налога:

<..>

2. В порядок применения инвестиционного вычета вносятся следующие изменения:

<..>

 

НДС

1. Индивидуальные предприниматели не будут признаваться в 2024 г. плательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, за исключением возникновения суммы НДС, излишне предъявленной продавцом в электронных счетах-фактурах (далее – ЭСЧФ) и первичных учетных документах (далее – ПУД), в т.ч. в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы (ст. 112 и 113 НК; пп. 47 и 48 Проекта).

<..>

2. Предлагается скорректировать следующие нормы:

<..>

3. Изменяется порядок создания ЭСЧФ:

<..>

4. Планируют внести следующие изменения и дополнения в порядок представления налоговых вычетов:

<..>

 

Акцизы

Ставки акцизов индексируются (увеличиваются) по всем подакцизным товарам из части первой п. 3 ст. 155 НК.

 

Налог на доходы иностранных организаций

В отношении данного налога принципиальных изменений не планируется, в основном они носят уточняющий и редакционный характер:

<..>

 

Налог на недвижимость

Основные корректировки налога на недвижимость для организаций:

1. Из объектов, которые не подлежат налогообложению, исключаются капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые согласно постановлению № 161 как сооружения и передаточные устройства и неучитываемые в бухгалтерском учете в составе основных средств и доходных вложений в материальные активы (в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН) (подп. 2.3 п. 2 ст. 227 НК; п. 106 ст. 1 Проекта).

<..>

2. Изменяется состав льгот и ставки налога на недвижимость:

<..>

3. Налоговая база по капитальным строениям, расположенным на территории Республики Беларусь и полученным в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное пользование) от физических лиц и иностранных организаций, которые не ведут деятельность через постоянное представительство, будет определяться в новом порядке (п. 2 ст. 229; п. 108 ст. 1 Проекта).

Основные изменения по налогу на недвижимость для физических лиц:

<..>

 

Земельный налог

1. В ст. 240 и 241 НК изменены размеры базы для расчета земельного налога и увеличены ставки. Например, ставка земельного налога на участки, по которым в качестве налоговой базы применяется площадь участка (в частности, для жилой усадебной зоны), установлена в размере 31,58 тыс. бел. руб. за гектар (в 2023 г. – 29,38 тыс. бел. руб.).

<..>

 

Транспортный налог

1. В отношении транспортных средств, переданных в сублизинг, плательщиком транспортного налога будет являться сублизингополучатель (ч. 2 п. 1 ст. 307-1 НК; п. 138 ст. 1 Проекта).

<..>

5. Сокращается срок представления в налоговый орган организациями-лизингодателями сведений о транспортных средствах, переданных иным организациям или физлицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019:

<..>

6. Увеличены ставки транспортного налога:

<..>

7. С 1 сентября на 1 октября планируется перенести предельный срок вручения физлицам извещений с указанием в них суммы транспортного налога, подлежащего уплате (п. 1 ст. 307-8 НК; п. 142 ст. 1 Проекта).

 

Подоходный налог

1. Для доходов, в отношении которых контролирующим органом установлен факт неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога и налоговым агентом установлена ставка 26 %, налоговая база будет определяться за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов. При этом налоговые льготы и вычеты, предусмотренные ст. 208−212 НК, не будут применяться (ст. 199 НК; п. 92 ст. 1 Проекта).

2. Как обычно, планируют увеличить размеры стандартных налоговых вычетов и предельных годовых размеров освобождаемых от налогообложения доходов (ст. 208, подп. 1.1–1.3 п. 1 ст. 209 НК; пп. 94 и 95 ст. 1 Проекта).

<..>

 

Налог при упрощенной системе налогообложения

На 2024 г. будут изменены лимиты валовой выручки, которые установлены для организаций для перехода на УСН и применения данной системы налогообложения (см. таблицу).

Размеры выручки, необходимые для перехода на УСН и продолжения ее применения организациями:

<..>

 

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Предполагается незначительное повышение ставок единого налога. При этом новые ставки будут применяться при исчислении налога, срок уплаты которого наступает после 30.01.2024.

<..>

 

Налог на профессиональный доход

1. Не будут являться объектом обложения налогом на профессиональный доход:

<..>

 

Сбор за размещение (распространение) рекламы

С 2024 г. среднюю численность работников (инвалидов) для определения того, является ли плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы организация, которая использует труд инвалидов, планируется исчислять в среднем за отчетный период: в расчете будут участвовать только данные месяцев отчетного периода, а не всех месяцев с начала года (п. 144 ст. 1 Проекта).

<..>

 

Иные изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс

1. Согласно п. 6 ст. 1 Проекта годовую индивидуальную отчетность (бухгалтерский баланс и приложения) необходимо будет предоставлять по установленным форматам в виде электронного документа.

<..>

Е.А.Горошко, налоговый консультант, аудитор

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup