Важное в статье:
- Налог на прибыль
- НДС
- Акцизы
- Налог на доходы иностранных организаций
- Налог на недвижимость
- Земельный налог
- Транспортный налог
- Подоходный налог
- Налог при упрощенной системе налогообложения
- Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
- Налог на профессиональный доход
- Сбор за размещение (распространение) рекламы
- Иные изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Проект) опубликован на сайте https://pravo.by/document/?guid=3941&p0=2023077001.
Рассмотрим наиболее существенные изменения, которые планируются в налоговом законодательстве в 2024 г.
Налог на прибыль
1. Среди изменений и дополнений, вносимых с 2024 г. в гл. 16 «Налог на прибыль» НК, можно выделить следующие, касающиеся ставок данного налога:
2. В порядок применения инвестиционного вычета вносятся следующие изменения:
НДС
1. Индивидуальные предприниматели не будут признаваться в 2024 г. плательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, за исключением возникновения суммы НДС, излишне предъявленной продавцом в электронных счетах-фактурах (далее – ЭСЧФ) и первичных учетных документах (далее – ПУД), в т.ч. в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы (ст. 112 и 113 НК; пп. 47 и 48 Проекта).
2. Предлагается скорректировать следующие нормы:
3. Изменяется порядок создания ЭСЧФ:
4. Планируют внести следующие изменения и дополнения в порядок представления налоговых вычетов:
Акцизы
Ставки акцизов индексируются (увеличиваются) по всем подакцизным товарам из части первой п. 3 ст. 155 НК.
Налог на доходы иностранных организаций
В отношении данного налога принципиальных изменений не планируется, в основном они носят уточняющий и редакционный характер:
Налог на недвижимость
Основные корректировки налога на недвижимость для организаций:
1. Из объектов, которые не подлежат налогообложению, исключаются капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые согласно постановлению № 161 как сооружения и передаточные устройства и неучитываемые в бухгалтерском учете в составе основных средств и доходных вложений в материальные активы (в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН) (подп. 2.3 п. 2 ст. 227 НК; п. 106 ст. 1 Проекта).
2. Изменяется состав льгот и ставки налога на недвижимость:
3. Налоговая база по капитальным строениям, расположенным на территории Республики Беларусь и полученным в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное пользование) от физических лиц и иностранных организаций, которые не ведут деятельность через постоянное представительство, будет определяться в новом порядке (п. 2 ст. 229; п. 108 ст. 1 Проекта).
Основные изменения по налогу на недвижимость для физических лиц:
Земельный налог
1. В ст. 240 и 241 НК изменены размеры базы для расчета земельного налога и увеличены ставки. Например, ставка земельного налога на участки, по которым в качестве налоговой базы применяется площадь участка (в частности, для жилой усадебной зоны), установлена в размере 31,58 тыс. бел. руб. за гектар (в 2023 г. – 29,38 тыс. бел. руб.).
Транспортный налог
1. В отношении транспортных средств, переданных в сублизинг, плательщиком транспортного налога будет являться сублизингополучатель (ч. 2 п. 1 ст. 307-1 НК; п. 138 ст. 1 Проекта).
5. Сокращается срок представления в налоговый орган организациями-лизингодателями сведений о транспортных средствах, переданных иным организациям или физлицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019:
6. Увеличены ставки транспортного налога:
7. С 1 сентября на 1 октября планируется перенести предельный срок вручения физлицам извещений с указанием в них суммы транспортного налога, подлежащего уплате (п. 1 ст. 307-8 НК; п. 142 ст. 1 Проекта).
Подоходный налог
1. Для доходов, в отношении которых контролирующим органом установлен факт неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога и налоговым агентом установлена ставка 26 %, налоговая база будет определяться за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов. При этом налоговые льготы и вычеты, предусмотренные ст. 208−212 НК, не будут применяться (ст. 199 НК; п. 92 ст. 1 Проекта).
2. Как обычно, планируют увеличить размеры стандартных налоговых вычетов и предельных годовых размеров освобождаемых от налогообложения доходов (ст. 208, подп. 1.1–1.3 п. 1 ст. 209 НК; пп. 94 и 95 ст. 1 Проекта).
Налог при упрощенной системе налогообложения
На 2024 г. будут изменены лимиты валовой выручки, которые установлены для организаций для перехода на УСН и применения данной системы налогообложения (см. таблицу).
Размеры выручки, необходимые для перехода на УСН и продолжения ее применения организациями:
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
Предполагается незначительное повышение ставок единого налога. При этом новые ставки будут применяться при исчислении налога, срок уплаты которого наступает после 30.01.2024.
Налог на профессиональный доход
1. Не будут являться объектом обложения налогом на профессиональный доход:
Сбор за размещение (распространение) рекламы
С 2024 г. среднюю численность работников (инвалидов) для определения того, является ли плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы организация, которая использует труд инвалидов, планируется исчислять в среднем за отчетный период: в расчете будут участвовать только данные месяцев отчетного периода, а не всех месяцев с начала года (п. 144 ст. 1 Проекта).
Иные изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс
1. Согласно п. 6 ст. 1 Проекта годовую индивидуальную отчетность (бухгалтерский баланс и приложения) необходимо будет предоставлять по установленным форматам в виде электронного документа.