Совместитель – особая категория работников. По которым всегда возникают вопросы. Рассмотрим некоторые из них:
- Должна ли быть у совместителя основная работа?
- Как правильно оформить прием на работу совместителя?
- Как по-новому изменить статус работника-совместителя, ставшего основным работником?
1. Должна ли быть у совместителя основная работа?
Ответ: Да, должна.
Обязательным условием является наличие у работника основной работы (часть первая ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
2. Как правильно оформить прием на работу совместителя?
Ответ: При приеме на работу по совместительству в обязательном порядке заключается трудовой договор (контракт), в котором указывается условие о работе по совместительству (часть вторая ст. 343 ТК).
При этом согласия нанимателя по месту основной работы для работы по совместительству не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными законодательными актами (часть четвертая ст. 343 ТК).
При приеме на работу по совместительству:
- работник обязан предъявить нанимателю документ, удостоверяющий личность;
- наниматель вправе потребовать от работника предъявления документа об образовании или документа об обучении, а при приеме на тяжелую работу или работу с вредными и (или) опасными условиями труда – справку о характере и условиях труда по основному месту работы (ст. 344 ТК).
Также при наличии работник представляет (пп. 5, 6 части первой ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»):
– индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
– свидетельство государственного социального страхования;
– медицинские справки о состоянии здоровья (при необходимости);
– характеристики с предыдущих мест работы.
Важно! При заключении трудового договора о работе по совместительству предъявлять трудовую книжку не требуется (п. 2 части первой ст. 26 ТК).
3. Как по-новому изменить статус работника-совместителя, ставшего основным работником?
Ответ: Через увольнение.
Помимо общих оснований прекращения трудовых отношений, предусмотренных ст. 35 ТК, в новой редакции ТК предусмотрено новое основание увольнения.
Так, совместителя можно уволить в связи с тем, что работа по совместительству стала для него основной (п. 2 ст. 350 ТК).
Следует отметить, что ранее по этому вопросу было множество рекомендаций о том, как правильно оформить изменение статуса «совместитель» на «основной работник», порой противоречащих друг другу.
Например, стороны заключали к трудовому договору по совместительству дополнительное соглашение, согласно которому трудовой договор претерпевал изменения: условие о работе по совместительству изменялось на условие о работе по основному месту работы.
Поэтому внесенные изменения урегулировали порядок перехода совместителя на основную работу: трудовые отношения с сотрудником, работающим по совместительству, прекращаются по новому основанию увольнения, а затем он принимается по основному месту работы с заключением нового трудового договора.