Желание сэкономить на налогах вполне естественно для любого бизнеса и само по себе не является противозаконным. Но если это единственная цель хозяйственной операции, то у налоговых органов могут возникнуть вопросы, связанные с применением тех или иных схем минимизации налогов. В свою очередь, такое внимание налоговиков к способам экономии на налогах может обернуться для бизнеса доначислением налогов, пеней, а также штрафами. Посмотрим, на какие нормы законодательства ориентируются представители контролирующих органов, выявляя незаконные приемы налоговой оптимизации, а также как они применяют такие нормы на практике.
Основания для корректировки налоговой базы – в НК
Сразу отметим, что основания для корректировки налоговой базы и подлежащих уплате налогов приведены в п. 4 ст. 33 НК. Происходит такая корректировка, если при проверке обнаружат, что:
– искажены сведения о фактах совершения хозопераций, объектах налогообложения, отражаемых в учете, налоговых декларациях, других документах и информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
– основная цель совершения хозоперации – неуплата (неполная уплата) или зачет, возврат суммы налога;
– в реальности хозоперацию не совершали (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
<...>