Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (абз. 3 части первой п. 1 ст. 71 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Важное в статье:
Методы налоговых проверок
При проведении проверок налоговые органы используют следующие методы (части первая и шестая п. 1 постановления МНС Республики Беларусь от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами»; далее – постановление № 88):
– документальной и фактической проверки;
– сплошной и (или) выборочной проверки.
Способами осуществления налоговых проверок являются проведение встречных проверок, личного досмотра, контрольная закупка ТМЦ и т.д. (часть пятая п. 1 постановления № 88).
Налоговая проверка может быть камеральной или выездной, в т.ч. дополнительной (п. 2 ст. 72 НК).
Важно! В 2019 г. в перечень налоговых проверок, проводимых в соответствии с НК, включены проверки:
– для подтверждения обоснованности возврата суммы налоговых вычетов, превышающих общую сумму реализованного НДС;
– инициируемые плательщиком;
– при реорганизации плательщика;
– проводимые в целях признания задолженности плательщика безнадежным долгом и ее списания (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК).
Камеральная проверка проводится без предписания, а также по месту нахождения налогового органа. В основе проведения такой проверки лежит изучение налоговых деклараций плательщика, а также иных данных, имеющихся в налоговом органе (п. 1 ст. 73 НК).
Важно! Цель камеральной проверки – предоставить плательщику право самостоятельно устранить нарушение, а также доплатить налог или сбор (п. 3 ст. 73 НК).
Этапы камеральной проверки
Проведение камеральной проверки складывается из предварительного и (или) последующего этапов.
На первом этапе налоговый орган получает от плательщика пояснения, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), а также порядка заполнения деклараций (абз. 2 части первой п. 4 ст. 73 НК).
На последующем этапе изучаются предоставленные первичные учетные документы, которые подтверждают право на льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при расчете налога на прибыль затрат и внереализационных расходов, а также экономическое обоснование цены в целях контроля над трансфертным ценообразованием (абз. 3 части первой п. 4 ст.73 НК).
Важно! Если на этом этапе проведения камеральной проверки у представителей налогового органа возникли сомнения относительно полноты сведений, достоверности информации и иных данных, то в адрес плательщика направляется уведомление в электронном или письменном виде. В уведомлении предлагается в течение 10 рабочих дней представить в налоговый орган дополнительные документы, информацию, пояснения, либо представить уточненные декларации (часть первая п. 8 ст. 73 НК).
В случае установления налоговым органом факта совершения правонарушения и (или) неподачи плательщиком налоговых деклараций, а также невнесения изменений в ранее поданные декларации составляется акт камеральной проверки (часть четвертая п. 8 ст. 73 НК).
Справочно: форма акта камеральной проверки установлена приложением 6 к постановлению МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства».
Ярким примером камеральной проверки выступает камеральный контроль НДС, в ходе которого данные налоговых деклараций по НДС сопоставляются с данными ЭСЧФ при помощи размещенного на Портале ЭСЧФ (www.vat.gov.by) специального электронного сервиса «Предварительный контроль».
Виды и сроки выездных проверок
Выездная налоговая проверка может быть выборочной или внеплановой. Это зависит от включения или невключения такой проверки в план выборочных проверок.
Важно! Выездные проверки, назначаемые при ликвидации плательщиков, не подлежат планированию (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК).
Проведение выездных проверок назначается руководителем налогового органа, а в случае его отсутствия – заместителем. Название такой проверки говорит само за себя: проводят ее представители налогового органа с выездом по месту постановки на учет плательщика (пп. 1, 2 ст. 74 НК).
В части соблюдения налогового законодательства проверяемый период при выездной проверке не должен быть более 5 предшествующих лет до даты назначения проверки. При этом истекший период текущего календарного года также проверяется. Однако в части иных вопросов, подлежащих проверке налоговыми органами, проверяемый период ограничен 3 предшествующими годами и истекшим периодом текущего года (п. 4 ст. 74 НК).
Выездная проверка должна быть проведена в определенный срок и не может превышать (п. 8 ст. 74 НК):
– 15 рабочих дней, если проверяемый субъект является ИП, нотариусом, адвокатом, ремесленником, временным (антикризисным) управляющим или занимается агроэкотуризмом;
– 30 рабочих дней – при проверке иных категорий плательщиков.
Важно! При большом объеме документов, подлежащих проверке, срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней (часть третья п. 9 ст. 74 НК).
Результаты выездной проверки оформляются актом (справкой) проверки. Справка составляется в том случае, если в ходе проверки не обнаружены никакие нарушения законодательства (п. 1 ст. 81 НК).
Читайте свежие материалы по этой теме:
- Указ о лжепредпринимательстве уходит, а его механизм остается
- Когда прекратят принимать правильно заполненные декларации как декларации с ошибкой?
- Минфин и МНС разъяснили: правильно определяем дату хозоперации в учете
- Соглашение о ценообразовании – охранная грамота МНС (скачать форму)
- Каждый плательщик должен знать, как проверить ПУД
- Правильно применяем 30-дневную отсрочку вычета ввозного НДС
- Как выполнить налоговые обязательства. Ответственность за их невыполнение
- Какие документы и в каких случаях налоговый орган может потребовать?
- Административная ответственность плательщика за нарушение налогового законодательства
- Шанс избежать приостановления операций по счетам у должника есть