Законом № 241-З в Беларуси был легализован параллельный импорт. А значит, допускается ввоз и введение в гражданский оборот товаров, где применены объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателей из иностранных государств, совершающих недружественные действия. Есть ли особенности в учете товаров параллельного импорта, расскажем в материале.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» (далее – Закон № 241-З).
Если организация планирует импортировать товары, содержащие торговый знак, следует проверить, зарегистрированы ли права на данный товарный знак в Республике Беларусь или других странах – участницах ЕАЭС.
Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам (ст. 1019 ГК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Без разрешения владельца товарного знака его использовать нельзя. Использование товарного знака без разрешения его обладателя будет являться незаконным использованием объекта права промышленной собственности.
Закон № 241-З допускает ввоз на территорию Республики Беларусь и введение в гражданский оборот товаров, в которых применены (содержатся, включены) объекты интеллектуальной собственности, без согласия (разрешения) правообладателей из иностранных государств, в т.ч. совершающих недружественные действия, если такие товары включены в соответствующие перечни товаров (групп товаров), т.е. легализует параллельный импорт. При этом товары должны являться существенно важными для внутреннего рынка (ст. 3 Закона № 241-З).
Параллельный импорт – ввоз в страну товаров без согласия правообладателя товарного знака, т.е. «параллельно» официальному импорту таких товаров через дилеров, уполномоченных правообладателем.
Закон № 241-З принят в целях создания условий для повышения внутренней устойчивости экономики, предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных и иных товаров.
Это решение будет действовать в Беларуси до 31 декабря 2024 г.
Совет Министров согласно ст. 3 Закона № 241-З определил в Положении № 365 механизм формирования, определения и ведения перечней товаров. Товары не будут включены в перечни, если правообладатели или другие лица с их согласия ведут торгово-экономическое сотрудничество с юрлицами или физлицами из Беларуси, а значит, это не приводит к критическому недостатку таких товаров на внутреннем рынке.
Документ:
Положение о порядке формирования, определения и ведения перечней товаров (групп товаров), являющихся существенно важными для внутреннего рынка, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2023 № 365 (далее – Положение № 365).
Однако сами такие перечни Правительством пока не определены.
Хозяйственные операции по приобретению товаров, подпадающих под понятие «параллельный импорт» будут отражаться, по мнению автора, в бухгалтерском и налоговом учете в соответствии с правилами, установленными для импорта.
Подробнее о налогообложении и отражении в бухгалтерском учете импорта товаров читайте в материалах:
Как правильно принять к вычету НДС при импорте товаров из-за пределов ЕАЭС
ПУД на оприходование импортного товара
Продавцом товара является организация – член ЕАЭС, а товар прибывает из страны, не входящей в ЕАЭС
Приобретение материалов за валюту при последующей оплате
Юлия Лебедева, экономист