Налоговая проверка – форма налогового контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, которое проводит Налоговая инспекция при МНС РБ.
Содержание:
1. Методы и способы проведения налоговой проверки
2. Порядок и сроки проведения налоговой проверки
4. План проверок на 2022 год в РБ
Методы и способы проведения налоговой проверки
В Постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2019г. №24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» определены следующие методы налоговых проверок:
· Документальная проверка (изучение действующей системы внутрихозяйственного учета и контроля; сопоставление данных бухучета и налогового учета с данными отчетов (налоговых деклараций), с соответствующими плановыми данными (баланс доходов и расходов); совершение и оформление хозяйственных операций; изучение информации и документов, имеющие отношение к проверке);
· Фактическая проверка (установление действительного состояния материального объекта, операции, путем пересчета, обмера, позволяющих получить данные о характеристиках этого объекта, операции и их состоянии);
· Расчетная проверка (определение размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением);
· Сплошная проверка (анализ всех подлежащих проверке взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов проверяемого субъекта, которыми оформлялись эти операции);
· Выборочная проверка (анализ части документов проверяемого субъекта, сверяются отдельные записи бухгалтерского и (или) налогового учета с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения проверяемым субъектом правил учета хозяйственных операций).
Справочно: при проведении проверки возможно применение 1-го или нескольких методов проверки, указанных выше.
Способы проведения налоговых проверок
Постановлением №24 от 30 апреля 2019 года был расширен и уточнен перечень способов осуществления проверок налоговыми органами:
- проведение встречных проверок;
- осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него);
- проведение личного досмотра проверяемого субъекта и его представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов, свидетельствующих о нарушении законодательства;
- контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
- инвентаризация имущества проверяемого субъекта;
- контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Порядок и сроки проведения налоговой проверки
Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009г. №510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» определен следующий порядок проведения проверок:
1. Налоговый контроль проводиться контролирующими органами в виде: выборочной проверки, внеплановой, технической и профилактической;
2. Требования в Указе №510 являются обязательными для всех налоговых органов и субъектов;
3. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет ответственность для контролирующих органов;
4. Не допускается взимание контролирующими органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением каких-либо дополнительных затрат на проверку;
5. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами;
6. Техническая проверка имеет принудительно-профилактическую направленность;
7. Запретить проведение проверок в течение 2 лет со дня: государственной регистрации (организации, ИП), присвоение УНП (кроме созданных в порядке реорганизаций), создания представительств иностранных организаций, ввода в эксплуатацию объекта строительства, первоначальной выдачи свидетельства о регистрации, первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и услуг в сфере агроэкотуризма;
8. В течение срока указанного в пункте 7, могут назначаться внеплановые проверки;
9. По истечению срока указанного в пункте 7, в отношении проверяемого субъекта может быть проведена проверка при ее включении в план выборочных проверок;
10. Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими органами только в форме совместной проверки;
11. В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы, к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки;
12. Не допускается проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки;
13. Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года;
14. Контролирующий орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок;
15. При отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета, контролирующий орган, в пределах своей компетенции, вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и ИП, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Сроки проведения налоговой проверки
Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:
- Выборочных проверок;
- Внеплановых проверок;
- Мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
- Мер профилактического и предупредительного характера.
Срок проведения выборочной проверки юридического лица по общему правилу составляет не более 30 рабочих дней (для ИП — 15 дней). Проведение выборочной проверки дольше 30 дней допускается по решению руководителя контролирующего органа (его заместителя). Они могут вынести решение об однократном продлении не более чем на 15 рабочих дней при наличии значительного объема документов, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.
Одним из способов увеличения срока проведения проверки является возможность ее приостановления по решению руководителя контролирующего органа (его заместителя) при наличии определенных обстоятельств (к примеру, если проверяемому субъекту необходимо восстановить документы, необходимые для проведения проверки). Срок приостановления не может превышать 3 месяца (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – 6 месяцев). В случае приостановления проверки одновременно могут быть сняты ограничения деятельности проверяемого субъекта (если они были наложены).
Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней.
Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.
Чаще всего плановая налоговая проверка юридических лиц длится месяц. Дата начала и окончания всегда прописана в предписании, с которым к вам приходят сотрудники налоговой службы. Иногда сроки проведения проверки смещаются до пятнадцати дней. Основанием для того может быть необходимость инвентаризации или встречной проверки.
Виды налоговых проверок
Налоговые проверки в Республике Беларусь бывают следующих видов: а) по основанию; б) по характеру; в) по объему проверяемых вопросов
По основанию:
· Плановые
· Внеплановые
По характеру:
· Выездные - проводятся по месту расположения налогоплательщиков;
· Камеральные - проводятся налоговыми органами дистанционно на основании информации, которой они располагают
Немного подробнее остановимся на камеральных проверках. Их главная цель - дать налогоплательщику самому скорректировать нарушения, подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги и сборы в бюджет. Камеральные проверки проводятся без предписания.
Сначала налоговый орган проверяет отчетные налоговые документы плательщика. Если выявляются спорные моменты, то ему приходит уведомление из налоговой, с предложением в десятидневный срок разъяснить возникшие вопросы либо подать уточненную декларацию.
Если налогоплательщик не смог дать пояснения, либо не отреагировал на уведомление, то по результатам проверки составляется акт. На его основании может быть назначена дополнительная выездная проверка.
Выездные налоговые проверки делятся на:
· Комплексные
· Тематические
· Встречные
· Рейдовые
Период для выявления нарушений налогового законодательства в комплексных и тематических проверках составляют 5 лет, в остальных случаях – 3 года.
Справочно: Согласно новой редакции Налогового Кодекса РБ, проверка может охватывать налоговые документы более чем за 5 лет. Это возможно в случае подачи налогоплательщиком уточняющих деклараций за период свыше 5 лет:
- По налогу на прибыль, если в новой декларации возникают, либо увеличиваются убытки;
- По НДС, если в новой декларации сумма налогового вычета увеличивается.
План проверок на 2022 год в РБ
Налоговые проверки включаются в формируемый Комитетом государственного контроля Республики Беларусь план выборочных проверок на полугодие на основании представленного налоговыми органами сводного плана проверок ,
Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок, проводимых налоговыми органами, основывается на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений налогового и иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, и степени негативных последствий таких нарушений.
Внесение изменений в сформированные КГК планы выборочных проверок возможно только в случае:
- исключения проверки,
-исключения контролирующего (надзорного) органа из состава исполнителей проверки,
- при изменении месяца начала ее проведения.
Ознакомиться с подробным планом налоговых проверок в РБ по городам и областям за 2021 год, можно на сайте КГК