Налог на добавленную стоимость (НДС) – относится к косвенным налогам. Оплачивает его в итоге конечный покупатель – физическое лицо. Все обороты по начислению и оплате НДС в организациях осуществляются в процессе создания ими добавленной стоимости.
Содержание:
- Плательщики НДС
- Налоговый период, сроки уплаты НДС
- Освобождение от НДС
- Объекты налогообложения НДС
- Исчисление НДС
- Налоговая база НДС
- Ставки НДС
- Налоговые вычеты по НДС
Плательщики НДС
Плательщиками НДС признаются (ст. 112 НК*):
- организации;
- индивидуальные предприниматели (с учетом особенностей, установленных НК) (ИП);
- доверительные управляющие;
- физические лица, ввозящие товары на территорию Беларуси
*Налоговый кодекс Республики Беларусь, далее – НК
Организации следует разделять на белорусские и иностранные.
Организация, местом нахождения которой является Беларусь, признается белорусской организацией (п. 1 ст. 15 НК). Белорусская организация имеет статус налогового резидента Беларуси и исполняет налоговые обязательства в отношении доходов от источников в Беларуси, доходов от источников за пределами Беларуси, а также в отношении имущества, расположенного как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ч. 1 п. 3 ст. 15 НК).
Организация, местом нахождения которой не является Беларусь, признается иностранной организацией (п. 2 ст. 15 НК). Иностранная организация не является налоговым резидентом Беларуси и исполняет налоговые обязательства только по деятельности, осуществляемой в Беларуси, или в отношении доходов от источников в Беларуси, а также в отношении имущества, расположенного на территории Беларуси (ч. 2 п. 3 ст. 15 НК).
К организациям как плательщикам НДС в соответствии с п. 2 ст. 14 НК относятся:
- юридические лица Беларуси;
- иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).
ИП — это физические лица, зарегистрированные в качестве ИП и занимающиеся предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 19 НК). Перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, определен ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК**.
ИП признается плательщиком НДС, с учетом особенностей, определенных ст. 113 НК:
- с 2022 года ИП применяющий общий порядок налогообложения, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки(в 2021 г. такой критерий составлял 465255 руб.) (подп. 1.1 ст. 113 НК).
- ИП, применяющий общий порядок налогообложения, независимо от суммы выручки, если им принято решение об уплате налога на добавленную стоимость и в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого будет исчисляться налог на добавленную стоимость, представлено в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость по установленной форме.
С 1 января 2022ИП предоставлена возможность аннулировать ранее принятое решение об уплате НДС в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении о принятом решении об уплате НДС (для ИП, госрегистрация которых осуществлена в текущем году, - не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем его госрегистрации) (ч. 3 подп. 1.3 ст. 113 НК).
Так же, с 1 января 2022 исключены нормы об исчислении НДС для ИП и организаций на УСН в связи с отменой режима налогообложения УСН с уплатой НДС (ст. 140 НК).
**Гражданский кодекс Республики Беларусь, далее – ГК
Субъекты хозяйствования, не являющиеся плательщиками НДС по операциям, осуществляемым на территории Беларуси, обязаны уплачивать НДС:
- при ввозе товаров на территорию Беларуси (подп. 1.2 ст. 115 НК);
- при приобретении объектов на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси (п. 1 ст. 114 НК);
- при осуществлении предпринимательской деятельности на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Беларуси, по реализации объектов, принадлежащих этим иностранным организациям (п. 3 ст. 114 НК);
- при участии в расчетах с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Беларуси, на основании договоров (в том числе устанавливающих оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ (услуг), имущественных прав), в результате которых объекты реализуются на территории Беларуси (п. 4 ст. 114 НК).
Налоговый период, сроки уплаты НДС
Налоговым периодом НДС признается календарный год (ч. 1 п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 127 НК).Отчетным периодом по НДС по выбору плательщика (за исключением плательщиков, оказывающих услуги электросвязи абонентам, а также выполняющих перевозки для ГО "Белорусская железная дорога", признаются календарный месяц или календарный квартал (ч. 2, 3 п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 127 НК).
Для плательщиков, реализующих услуги электросвязи, оказываемые абонентам, отчетным периодом по НДС признается календарный месяц (подп. 2.1 ст. 127 НК).
Для плательщиков, осуществляющих перевозки для ГО "Белорусская железная дорога" отчетным периодом по НДС признается календарный квартал (подп. 2.2 ст. 127 НК).
Отчетным периодом НДС по операциям по ввозу товаров с территории государств - членов ЕАЭС признается месяц, в котором отражено получение товаров в учете (п. 5 ст. 139 НК).
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.Форма декларации по НДС утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2 и приведена в приложении 1 к Постановлению МНС от 03.01.2019 № 2.
Плательщик заполняет и включает в декларацию по НДС только те части, разделы декларации по НДС и приложения к ней, для заполнения которых у него имеются сведения (п. 3 Инструкции № 2*)
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом(п. 2 ст. 136 НК).
Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2, далее – Инструкция № 2
Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с налоговым законодательством операции, осуществляемые плательщиком, могут признаваться либо не признаваться объектом обложения НДС. Вместе с тем наличие объекта налогообложения необязательно влечет за собой необходимость исчисления налога. Оборот, признаваемый объектом налогообложения, может быть освобожден от налогообложения либо от уплаты НДС или может облагаться налогом по нулевой ставке. Кроме того, налоговая база, от которой исчисляется налог, может быть равна нулю, т.е. налог соответственно также будет равен нулю.
Объектами налогообложения НДС являются:
- обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 ст. 115 НК);
- ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК и (или) акты Президента Республики Беларусь, таможенное законодательство, международные договоры Республики Беларусь, составляющие право ЕАЭС, связывают возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 ст. 115 НК).
НДС, взимаемый при ввозе, является не только налоговым, но и таможенным платежом (п. 1 ст. 138 НК, подп. 3) п. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС***), поэтому порядок его исчисления и уплаты регулируется одновременно и налоговым, и таможенным законодательством.
***Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, далее- ТК ЕАЭС
С 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года согласно абзацу 2 подпункта 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 N 345 обороты по реализации товаров (работ, услуг), возникающие от деятельности на территории сельской местности и от деятельности на территории малых городских поселений, освобождаются от налога на добавленную стоимость. Применять данную льготу можно при соблюдении условий, установленных подпунктом 1.2 данного Указа.
До 1 января 2023 года согласно подпункту 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 02.03.2021 N 76 освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь землеустроительных работ по установлению (изменению) границ земельных участков организаций, являющихся уполномоченными лицами, для строительства и обслуживания эксплуатируемых многоквартирных жилых домов, а также работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) принадлежащего организациям незарегистрированного эксплуатируемого недвижимого имущества и землеустроительных работ в отношении земельных участков, на которых оно расположено.
Освобождение от налога на добавленную стоимость
Ряд операций, являющихся объектом обложения НДС, освобождаются законодательством от обложения НДС и относятся к категории льготируемых. При этом у плательщика остается обязанность отражения этих оборотов в налоговой декларации по НДС.
Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах Президента Республики Беларусь. Перечень товаров освобожденных от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь приведен в ст. 119 НК.
Указом «О совершенствовании специального правового режима китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень" (далее - КБИП)» от 12.05.2017 № 166 (далее - Указ N 166) в течение срока действия специального правового режима индустриального парка освобождаются от НДС обороты резидентов КБИП, совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка (далее - совместная компания):
по безвозмездной передаче проектной документации на объекты индустриального парка, объектов незавершенного капитального строительства, расположенных на территории индустриального парка, в собственность резидентов индустриального парка, субъектов инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании для строительства на территории данного парка зданий и сооружений;
по реализации расположенных на территории индустриального парка объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения) с установленными в них в соответствии с проектной документацией предметами оснащения, в том числе мебелью, инвентарем и отдельными предметами в составе средств в обороте, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании;
от операций по сдаче в аренду (субаренду), передаче в финансовую аренду (лизинг) объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, расположенные на территории индустриального парка, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании (ч. 1 п. 48 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень", утв. Указом № 166).
Указом «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» от 22.09.2017 № 345 (далее - Указ N 345) до 31 декабря 2022 г. освобождаются от НДС обороты от реализации товаров (работ, услуг), возникающие:
- у юридических лиц при осуществлении на территории сельской местности:
розничной торговли в торговых объектах;
розничной торговли на торговых местах на рынках;
розничной торговли на ярмарках;
общественного питания в объектах общественного питания;
оказания бытовых услуг;
- у микроорганизаций при осуществлении на территории малых городских поселений:
общественного питания в объектах общественного питания,
оказания бытовых услуг (абз. 2 подп. 1.1 Указа № 345).
Освобождение от НДС применяется при условии ведения раздельного учета оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также распределения налоговых вычетов по НДС методом раздельного учета (ч. 2, абз. 2, 3 ч. 4 подп. 1.2 Указа № 345).
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые организациями - производителями электромобилей на территорию Республики Беларусь автокомпоненты по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Другие указы и Декреты Президента Республики Беларусь, направленные на реализацию конкретных проектов.
Плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК).
Место реализации
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
- товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства - члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве - члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
- местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
- к услугам в электронной форме приравниваются телекоммуникационные услуги и услуги телевизионного и звукового вещания(п. 60 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона №141-З)
Налоговая база налога на добавленную стоимость
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 120 НК).
При определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате объектов, в том числе (п. 5 ст. 120 НК):
- средства, перечисляемые головной организацией входящим в ее состав обособленным подразделениям, а также этими обособленными подразделениями друг другу, из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли;
- дивиденды и приравненные к ним доходы;
- средства, перечисленные организации, в том числе государственному объединению, объединению, ассоциации, а также исполнительному органу акционерного общества организациями (дочерними и зависимыми обществами), обособленными структурными подразделениями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), обособленными структурными подразделениями, входящими в состав организации, в томчисле государственного объединения, объединения, акционерного общества, ассоциации, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов);
- средства резервного и других фондов, передаваемые в пределах одного юридического лица;
- средства, поступившие из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права.
Особенности исчисления налоговой базы по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте, в белорусских рублях исходя из эквивалента в иностранной валюте либо в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте установлены п. 6 - 9 ст. 120 НК.
По договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте, налоговая база (за исключением налоговой базы в части контрактной стоимости предмета лизинга) определяется в белорусских рублях (п. 6 ст. 120 НК):
- по договорам, предусматривающим предоплату (аванс), - по официальному курсу валюты на дату предоплаты в части предоплаты и по курсу на момент фактической реализации(МФР) в остальной части стоимости объекта
- по договорам, предусматривающим последующую оплату, - по официальному курсу валюты на МФР;
По договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, налоговая база (за исключением налоговой базы в части контрактной стоимости предмета лизинга) определяется в белорусских рублях:
- по официальному курсу валюты, установленному на МФР объектов, если МФР предшествует дате определения величины обязательства (абз. 2 ч. 1 п. 7, абз. 2 ч. 1 п. 8 ст. 120 НК);
- в подлежащей оплате сумме в белорусских рублях, если дата определения величины обязательств предшествует МФР или совпадает с МФР (абз. 3 ч. 1 п. 7, абз. 3 ч. 1 п. 8 ст. 120 НК).
При этом в зависимости от того, какой курс установлен договором для определения величины обязательства, под датой определения величины обязательства понимается:
- дата оплаты (иного прекращения обязательств), если по договору оплате подлежит сумма в белорусских рублях исходя из валютного эквивалента по официальному курсу валюты, установленному на дату платежа (абз. 2 ч. 2 п. 7 ст. 120 НК);
- дата, на которую определяется подлежащая оплате сумма в белорусских рублях, если по договору определение этой суммы привязано к курсу валюты, отличному от официального курса валюты на дату платежа (абз. 2 ч. 8 п. 8 ст. 120 НК).
В отдельных случаях МФР может предшествовать дате определения величины обязательства. В этих случаях может возникнуть разница в белорусских рублях между подлежащей уплате суммой в белорусских рублях и суммой налоговой базы, определенной в белорусских рублях на МФР.
Такая разница, возникшая с 01.01.2018 (за исключением разницы, возникающей при расчетах по договорам финансового лизинга в части контрактной стоимости предмета лизинга):
- не увеличивает (уменьшает) налоговую базу, если обязательство по договору определяется по официальному курсу валюты, установленному на дату платежа (абз. 3 ч. 1 п. 7 ст. 120 НК);
- увеличивает (уменьшает) налоговую базу, если обязательство по договору определяется по курсу, отличному от официального курса валюты, установленного на дату платежа. Сумма корректировки при этом исчисляется как разница между подлежащей оплате суммой в белорусских рублях и налоговой базой НДС, определенной на МФР, за минусом курсовой разницы, возникающей в связи с изменением официального курса валюты за период с МФР до даты определения величины обязательства (абз. 2 ч. 2 п. 8 ст. 120 НК).
Соответствующая корректировка налоговой базы осуществляется в том отчетном периоде, в котором получена такая разница, т.е. получена оплата за объекты (обязательство прекращено иным способом) (ч. 3 п. 8 ст. 120, подп. 28.1 ст. 121 НК).
По договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, налоговая база (за исключением налоговой базы в части контрактной стоимости предмета лизинга) определяется в белорусских рублях:
- путем пересчета суммы в иной иностранной валюте по официальному курсу валюты, установленному на МФР объектов, если МФР предшествует дате определения величины обязательства (абз. 2 ч. 1 п. 9 ст. 120 НК);
- путем пересчета подлежащей оплате суммы в иностранной валюте по официальному курсу валюты на МФР, если дата определения величины обязательств предшествует МФР или совпадает с ним (абз. 3 ч. 1 п. 9 ст. 120 НК).
При этом под датой определения величины обязательства по договору понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяется подлежащая оплате сумма в иностранной валюте (абз. 2 ч. 8 п. 9 ст. 120 НК).
В случае, когда момент фактической реализации предшествовал дате определения величины обязательства, налоговая база увеличивается (уменьшается) на сумму разницы, возникающей между суммой в белорусских рублях, исчисленной путем пересчета подлежащей уплате суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, и суммой налоговой базы в белорусских рублях, определенной на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Официальный курс Национального банка для пересчета подлежащей оплате суммы в иностранной валюте принимается и увеличение (уменьшение) налоговой базы на сумму разницы производится на дату поступления платы за товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае прекращения обязательства по иным основаниям - на дату прекращения обязательств (полностью или в соответствующей части). (ч. 2 п. 9 ст. 120 НК).
Передача имущества в лизинг, предусматривающий его выкуп, для целей исчисления НДС рассматривается как оборот по реализации (подп. 7.2, 7.4 ст. 115 НК):
- товара (предмета лизинга) - в части контрактной стоимости предмета лизинга, по которой предмет лизинга передан. Контрактная стоимость предмета лизинга включает в том числе выкупную стоимость;
- услуги - в части суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.
Налоговая база при передаче лизингодателем предмета лизинга лизингополучателю определяется как сумма лизинговых платежей.
При выкупе предмета лизинга лизингополучателем в налоговую базу включается также сумма выкупной стоимости предмета лизинга.
При реализации основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены их реализации.
При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, имущественных прав по ценам ниже их себестоимости налоговая база определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Определение налоговой базы по товарам, ввозимым на территорию Беларуси из-за пределов ЕАЭС
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь из-за пределов Евразийского экономического союза, взимание налога на добавленную стоимость осуществляется таможенными органами в соответствии с НК, таможенным законодательством и (или) актами Президента Республики Беларусь(п. 1 ст. 138 НК).
Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (если иное не установлено таможенным законодательством), определяется как сумма(п. 2 ст. 138 НК):
их таможенной стоимости;
подлежащих уплате сумм таможенных пошлин;
подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).
При помещении товаров под таможенные процедуры, иные чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, условно исчисленные суммы таможенных пошлин, акцизов, которые подлежали бы уплате при помещении ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, включаются в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами.
Сумма налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, подлежащая уплате в бюджет, определяется:НДС = налоговая базах налоговая ставка (п. 5 ст. 138 НК).
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы.
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров, а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта) (ч. 1, 2 п. 14 Приложения 18 к Договору ЕАЭС).
С 1 января 2022 уточнено, что днем выполнения работ считается последний день месяца их выполнения при подписании принимающей стороной актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Также закреплено, что 10-е число не переносится, если приходится на выходной день (п. 7 ст. 121 НК).
Налоговые ставки
Для НДС действующим законодательством установлены следующие налоговые ставки:
- основные налоговые ставки в размере 0%, 10%, 20% (п. 1 - 3 ст. 122 НК);
- ставка в размере 25% (п. 4 ст. 122 НК);
- «расчетные» ставки НДС (п. 5 ст. 128 НК).
Ставка НДС 0% применяется:
1) при реализации (п. 1 ст. 122 НК):
- товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта при условии подтверждения вывоза;
- товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены ЕАЭС (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров) при условии подтверждения вывоза;
- экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) при условии подтверждения вывоза.
Справочно: Основанием для применения ставки НДС в размере 0 % при реализации налогоплательщикам государств - членов ЕАЭС или налогоплательщикам государств, не являющихся членами ЕАЭС, товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Евразийского экономического союза, является наличие у плательщика следующих документов (ст.124 НК):
· договора (контракта);
· транспортных (товаросопроводительных) документов,
· заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств) либо перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров.
- экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, при условии подтверждения обоснованности применения нулевой ставки;
- работ (услуг), выполняемых для иностранных организаций или физических лиц, по:
а) ремонту, модернизации, переоборудованию, техническому обслуживанию воздушных судов, их компонентов (включая поверку и дефектацию);
б) ремонту, модернизации, переоборудованию единиц железнодорожного подвижного состава;
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) государственным объединением «Белорусская железная дорога» организациям железнодорожного транспорта общего пользования иностранных государств по:
а) предоставлению в пользование грузовых вагонов, контейнеров, тележек, рефрижераторных вагонов;
б) перестановке пассажирских вагонов на колесные пары другой колеи;
в) работе тягового железнодорожного подвижного состава и локомотивных бригад;
- услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Республики Беларусь и воздушном пространстве Республики Беларусь, по обслуживанию, включая аэронавигационное обслуживание, воздушных судов, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки, по Перечню таких услуг;
- бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки.
- товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации:
в магазинах беспошлинной торговли;
на бортах воздушных судов в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС
- товаров в розничной торговле через магазины физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в ЕАЭС (в случае вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС в течение трех месяцев со дня их приобретения).
Плательщик, не имеющий документального подтверждения вывоза товара за пределы таможенной территории ЕАЭС до представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором реализован товар, оборот по его реализации отражает с применением ставки НДС в размере 20% (ч. 6 подп. 1.11 ст. 122 НК).
При получении документального подтверждения вывоза товара плательщик вправе применить нулевую ставку НДС. В этом случае оборот по реализации со ставкой НДС в размере 0% отражается в налоговой декларации по НДС того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документального подтверждения вывоза товара, либо того отчетного периода, в котором оно получено. При этом одновременно уменьшается ранее отраженный оборот со ставкой НДС 20% (ч. 7 подп. 1.11 ст. 122 НК);
- работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь. При этом нулевая ставка применяется к работам (услугам), выполненным (оказанным) с 01.01.2015 (ч. 2 подп. 1.12 ст. 122 НК);
2) при увеличении налоговой базы при реализации вышеперечисленных объектов (указанных в подп. 1.1 - 1.12 ст. 122 НК) на суммы, указанные в п. 4, абз. 2 ч. 2 п. 8, ч. 2 п. 9 ст. 120 НК (подп. 1.13 ст. 122 НК).
Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) (п. 4 ст. 120 НК):
- за реализованные объекты сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных объектов;
- в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
- в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером объекты на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;
- в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Также налоговая база увеличивается наразницы, возникающие (абз. 2 ч. 2 п. 8, ч. 2 п. 9 ст. 120 НК) в определенных случаях по договорам, сумма обязательств по которым выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, а также в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте.
Обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС по нулевой ставке, подлежат отражению в строке 6 декларации по НДС на основании представленных в налоговый орган документов (имеющихся у плательщика документов), подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога (ч. 1 подп. 15.3 Инструкции № 2).
Применение ставки НДС в размере 10% предусмотрено в следующих случаях:
1) при реализации, произведенной на территории Беларуси, а также при ввозе и (или) реализации на территории Беларуси, произведенной в ЕАЭС (подп. 2.1 ст. 122 НК):
продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений);
дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;
продукции пчеловодства;
продукции животноводства (за исключением пушнины);
продукции рыбоводства;
2) при ввозе на территорию Беларуси и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню согласно приложению 26 (подп. 2.2 ст. 122 НК);
3) при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий (подп. 2.2-1 ст. 122 НК);
При реализации продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, дикорастущей продукции, а также продовольственных товаров и товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий на основании заключенных посреднических договоров в отношении посреднического вознаграждения пониженная ставка налога в размере 10% не применяется.
Не применяется ставка налога в размере 10% и в отношении вознаграждения за переработку сырья на давальческих условиях, а также в отношении услуг по доработке продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, дикорастущей продукции до требуемого качества.
С 1 января 2022 г. скорректирован перечень товаров, при ввозе и реализации которых применяется ставка НДС 10% (в части хлеба, хлебобулочных изделий и детского питания) (подп. 2.2 ст. 122 НК, приложение 26 к НК).
4) при увеличении налоговой базы при реализации вышеперечисленных товаров (указанных в подп. 2.1, 2.2-1 ст. 122 НК) на суммы, указанные в п. 4, абз. 2 ч. 2 п. 8,ч. 2 п. 9 ст. 120 НК (подп. 2.3 ст. 122 НК).
Справочно:
Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) (п. 4 ст. 120 НК):
- за реализованные объекты сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных объектов;
- в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
- в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером объекты на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;
- в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Также налоговая база увеличивается наразницы, возникающие (абз. 2 ч. 2 п. 8, ч. 2 п. 9 ст. 120 НК) в определенных случаях по договорам, сумма обязательств по которым выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, а также в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте.
Ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 % устанавливается при(п. 3 ст. 122 НК):
- реализации товаров (работ, услуг), не указанных в п. 1, 2 и 4 ст. 122 НК, а также при реализации (передаче) имущественных прав;
Справочно: в п. 1, 2 и 4 ст. 122 НК речь идет о ставках НДС 0%, 10%, 25%
-ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, не указанных в подпунктах 2.1 - 2.2-1 пункта 2 ст.122;
Справочно: в 2.1 - 2.2-1 пункта 2 ст.122 НК речь идет о ставках 10%
- прочем выбытии товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли;
-увеличении налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в подпунктах 3.1 и 3.3 п.3, на суммы, указанные в пункте 4, абзаце втором части второй пункта 8 и части второй пункта 9 статьи 120 НК;
- реализации услуг в электронной форме.
Ставка НДС в размере 25% применяется при (п. 4 ст. 122 НК):
- реализации услуг электросвязи;
- увеличении налоговой базы при реализации услуг электросвязи на суммы, указанные в п. 4, абз. 2 ч. 2 п. 8, ч. 2 п. 9 ст. 120 НК.
Расчетная ставка НДС
Право исчислять НДС исходя из налоговой базы и доли суммы НДС (иначе говоря, по расчетной ставке) предоставлено организациям, осуществляющим розничную торговлю и общественное питание. При этом указанным организациям необходимо соблюдать два условия: вести учет товаров, продукции по розничным ценам, а также отдельно учитывать суммы НДС, включенные в розничную цену. Помимо реализации товаров в розничной торговле имеют место также операции возврата товаров покупателями.
Те предприятия розничной торговли и общественного питания, которые обеспечивают количественно-суммовой учет реализуемых товаров (предприятия, оборудованные автоматизированными системами управления, компьютеризованными контрольно-кассовыми аппаратами-терминалами), могут или производить исчисление НДС по фактическим ставкам, установленным законодательством, или использовать расчетную ставку налога.Применение расчетной ставки является правом плательщика, а не его обязанностью.
В то же время может возникнуть обязанность исчисления НДС по ставке 20%:
- у плательщиков, которые ведут только суммовой учет реализуемых товаров, но при этом не выполняют требования для использования расчетной ставки НДС;
- у плательщиков, которые ведут количественно-суммовой учет реализуемых товаров, но при этом не обеспечивают раздельный учет стоимости реализованных товаров, облагаемых по различным ставкам, а также не выполняют требования для использования расчетной ставки НДС.
Налоговые вычеты
Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов (п. 1 ст. 135 НК)
Вычет сумм налога, предъявленных при приобретении объектов либо уплаченных при ввозе товаров на территорию Беларуси, производится нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации объектов. Исключением являются случаи, когда вычет сумм НДС производится в полном объеме, т.е. независимо от исчисленной суммы НДС (п. 1 ст. 133 НК).
Налоговыми вычетами, если иное не установлено пунктом 2 ст.132 НК, признаются суммы налога на добавленную стоимость:
1. предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2. уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
3. уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Налоговые вычеты производятся (п.5 ст.132 НК):
1. при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав - на основании электронных счетов-фактур, полученных от продавцов этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, при условии подписания плательщиком электронных счетов-фактур электронной цифровой подписью;
2. при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, - на основании следующих документов:
налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость;
электронных счетов-фактур, направленных плательщиком на Портал;
3. при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (кроме ввоза товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза) - на основании следующих документов:
деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
электронных счетов-фактур, направленных плательщиком на Портал;
4. при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза - на основании следующих документов:
налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость;
документов, подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза;
электронных счетов-фактур, направленных плательщиком на Портал.
Для того чтобы включить суммы НДС в состав налоговых вычетов, необходимо, чтобы:
- объекты были приобретены для операций, облагаемых НДС (п. 11, 12, 13 ст. 132, п. 3 ст. 133 НК);
- предъявленные при приобретении объектов либо уплаченные при ввозе товаров суммы НДС были отражены в бухучете и книге покупок (если осуществляется ее ведение) (п. 3, 4 ст. 132 НК);
- полученные ЭСЧФ подписаны ЭЦП, ЭСЧФ, созданные при ввозе товаров на территорию Беларуси и при приобретении объектов на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси, направлены на Портал (п. 5 ст. 132 НК).
Не все суммы «входящего» НДС подлежат вычету (п.24 ст.133 НК). Так, например, не подлежат к вычету суммы НДС
1.включенные в затраты плательщика;
2.не отраженные плательщиком в бухгалтерском учете и (или) книге покупок, при условии ее ведения, в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей;
3. отнесенные на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая основные средства и нематериальные активы);
4. предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов.
5. у иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, фактически предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе):
товаров, передаваемых в пределах одного иностранного юридического лица за пределы Республики Беларусь;
товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для производства (создания) товаров, передаваемых в пределах одного иностранного юридического лица за пределы Республики Беларусь.
6. и другие согласно п.24 ст.133 НК.
Справочно: С 1 января 2022 внесены уточнения в положения подп. 24.15 ст. 133 НК о том, что вычеты не восстанавливаются в случае утраты товара при его хранении, транспортировке и (или) реализации в пределах норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, а при их отсутствии - в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.
Для того чтобы правильно произвести налоговые вычеты, плательщик обязан распределять общую сумму налоговых вычетов по объектам между оборотами по реализации. Распределение производится двумя методами: методом удельного веса и методом раздельного учета (п. 1 ст. 134 НК).
Ведение книги покупок является правом организации и устанавливается учетной политикой организации. Книга покупок ведется по установленной форме и заполняется в установленном порядке (ч. 2 п. 4 ст. 132 НК).