Обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации возможно путем проведения инвентаризации активов и обязательств, в ходе которой проверяют наличие, состояние и стоимость активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации оборотных активов, оформление ее результатов и отражение их в бухгалтерском учете определены гл. 5 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Справочно: под оборотными активами следует понимать запасы, затраты, в т.ч. сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животных на выращивании и откорме, незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовую продукцию и товары для реализации (в т.ч. товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируют на основании распорядительного документа руководителя организации (приказ, распоряжение и т.п.). Данное требование вытекает из ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности».
Выявленная при инвентаризации недостача и (или) порча активов подлежит отражению в учете следующим образом.
<...>
Юлия Гатальская, экономист