Единство подходов к исчислению арендной платы за земельные участки и земельного налога
Нормативные предписания Указа № 160 [1] распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г., и нацелены на обеспечение единых подходов к исчислению и уплате ежегодных платежей в виде земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Внесение изменений в ранее действовавший порядок исчисления и уплаты организациями арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, продиктовано отменой Указа № 101 [2] и единством исчисления арендной платы за земельные участки и земельного налога, установленных гл. 20 НК [3] и Указом № 503 [4].
Указ № 160 устанавливает основные аспекты определения ежегодной арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности (далее – земельный участок), контроля за соблюдением порядка исчисления и уплаты арендной платы, определяет права местных исполнительных комитетов и администраций свободных экономических зон, предусматривает переходные нормы для 2020 г. Кроме того, данным Указом утверждено Положение № 160 [5].
Для приведения в соответствие с НК Указ № 160 устанавливает единство терминологии и подходов к порядку исчисления, освобождения от уплаты и размерам ставок арендной платы за земельные участки, идентичные подходам по земельному налогу |*|.
* Право на предоставление отсрочки налогового кредита по земельному налогу
Среди основных новаций, внесенных Указом № 160 и Положением № 160 [5] с 1 января 2020 г., необходимо выделить следующие:
1) отменено право местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон увеличивать до 10 раз размер ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), занятые неиспользуемым (неэффективно используемым) имуществом;
2) отменено взимание в 10-кратном размере ежегодной арендной платы за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов;
3) отменено применение коэффициента 2 к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства;
4) сокращен диапазон увеличения (уменьшения) размера ежегодной арендной платы местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон.
Важно! С 1 января 2020 г. размер ежегодной арендной платы может быть увеличен (уменьшен) не более чем в 2 раза (абз. 3 подп. 3.2 и подп. 3.3 п. 3 Указа № 160 ).
Справочно: аналогичный подход установлен НК в отношении земельного налога.
Размер арендной платы за земельные участки зависит от даты принятия решения местными исполнительными комитетами
Порядок исчисления арендной платы за земельные участки в 2020 г. зависит от ограничения возможного диапазона увеличения (уменьшения) местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон размера ежегодной арендной платы. Так, с 1 января по 31 декабря 2020 г. исчисление и уплата юридическими лицами арендной платы производятся в увеличенном (уменьшенном) размере согласно решениям местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в 2020 г. в соответствии с подп. 3.2 и 3.3 п. 3 Указа № 160 (п. 8 Указа № 160 ). При буквальном прочтении приведенных норм следует вывод, что при исчислении арендной платы за земельные участки в 2020 г. будут применяться только те решения, которые:
– во-первых, приняты в 2020 г.;
– во-вторых, приняты в соответствии с подп. 3.2 и 3.3 п. 3 Указа № 160 .
По мнению автора, законодатель не предполагает отмену принятых до 1 января 2020 г. решений местных исполнительных комитетов, которыми установлено увеличение (уменьшение) размеров ежегодной арендной платы, укладывающееся в диапазон, предусмотренный Указом № 160 . В связи с этим возможны следующие ситуации:
– решение местных исполнительных комитетов об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы не более чем в 2 раза принято до 1 января 2020 г.
В этом случае решение будет действовать в 2020 г. и не требуется принятия другого решения в соответствии с Указом № 160 . Не следует вносить изменения и дополнения в часть II «Расчет суммы арендной платы за земельные участки» налоговой декларации (расчета) |*| по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций (далее – часть II налоговой декларации);
– решение местных исполнительных комитетов принято до 1 января 2020 г. и предусматривает увеличение (уменьшение) размера ежегодной арендной платы более чем в 2 раза (до принятия Указа № 160 ).
В этой ситуации необходимо принятие дополнительного решения в соответствии с Указом № 160 , которое распространит свое действие на период с 1 января 2020 г. Также необходимо внести изменения и дополнения в часть II налоговой декларации.
Важно! Если новое решение местными исполнительными комитетами с учетом предписаний Указа № 160 не будет принято, то в 2020 г. арендную плату следует исчислять в однократном размере без каких-либо уменьшений и увеличений;
5) установлены понижающие коэффициенты к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), на которых расположены возведенные юридическими лицами после 1 января 2019 г. капитальные строения (здания, сооружения), их части (п. 6 Указа № 160 );
6) для автомобильных заправочных и газонаполнительных станций в приложении 1 к Указу № 160 установлен коэффициент (используемый для определения размера арендной платы) к кадастровой стоимости 0,02.
С учетом функционального использования земельных участков по отдельным из них установлены фиксированные размеры арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости, проиндексированные на прогнозный уровень инфляции в целях их адаптации к инфляционным процессам (приложение 1 к Указу № 160).
Мнение эксперта
С точки зрения арендаторов земельных участков, на фоне ряда позитивных изменений в Указе № 160 не решен вопрос о неначислении пеней |*| в ряде случаев, которые могут возникнуть в связи со вступлением в силу законодательного акта, а именно:
* Правоприменительная практика привлечения к ответственности за налоговые нарушения
– принятие решений местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон о снижении (увеличении) размера годовой арендной платы с 2,5 до 2 раз приведет к необходимости пересчета годовой суммы арендной платы в сторону уменьшения. Данный факт повлияет на сумму затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и необходимость перерасчета налога на прибыль, что может повлечь начисление пеней;
– применение с 1 января 2020 г. освобождения по арендной плате за земельные участки по основаниям, предусмотренным Указом № 160 , приведет к необходимости пересчета годовой суммы арендной платы в сторону уменьшения. Эти основания повлияют на сумму затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении прибыли, что приведет к недоплате налога и повлечет начисление пеней;
– утрата с 1 января 2020 г. освобождения от арендной платы по земельным участкам (частям земельных участков) при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на таких земельных участках, приведет к пересчету годовой суммы арендной платы за земельные участки и необходимости дополнительной уплаты пени;
– приобретение бюджетными организациями с 1 января 2020 г. обязанности производить уплату арендной платы за земельные участки по земельным участкам (частям земельных участков) при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на таких земельных участках, приведет у этих организаций к необходимости доплаты арендной платы за земельные участки и уплаты пени;
– применение понижающих коэффициентов к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки |*| с 1 января 2020 г. (приложение 3 к Указу № 160 ) приведет к необходимости пересчета годовой суммы арендной платы в сторону уменьшения. Этот подход повлияет на сумму затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении прибыли, и может повлечь начисление пени.