Уточнено понятие «налоговый агент» (ст. 23 НК)
Налоговые агенты – лица, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
До 2016 г. налоговыми агентами признавались:
– юридическое или физическое лицо;
– простое товарищество;
– доверительный управляющий;
– представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь;
– представительство и орган межгосударственного образования в Республике Беларусь.
С 2016 г. перечень налоговых агентов претерпел изменения. В связи с тем что иностранным организациям на территории Республики Беларусь разрешается вести деятельность через представительства и постоянные представительства, Закон № 343-З определил в качестве налоговых агентов открытые в установленном порядке:
– иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
– представительства иностранных организаций.
Они введены вместо «представительства иностранной организации, осуществляющего деятельность на территории Республики Беларусь, представительства и органа межгосударственного образования в Республике Беларусь».
Претерпел изменения перечень налогооблагаемых доходов и терминов, имеющих к ним отношение (п. 1 ст. 146 НК)
1. В подп. 1.2.2 п. 1 ст. 146 НК слово «выпуск» заменено словом «эмиссия».
Необходимо отметить, что замена указанных терминов произошла также по всему тексту гл. 15 НК. Таким образом, нормы гл. 15 НК, регулирующей, в частности, вопросы налогообложения в Республике Беларусь доходов от операций нерезидентов с ценными бумагами, приведены в соответствие с нормами ряда законодательных актов, регулирующих вопросы эмиссии, обращения и погашения ценных бумаг.
2. Из числа налогооблагаемых доходов от посреднических услуг, выполняемых иностранными организациями, исключены доходы, полученные иностранными организациями за предоставление:
– услуг по бронированию перевозок пассажиров в международных перевозках, мест проживания;
– агентских услуг по бронированию, оформлению и (или) реализации перевозок пассажиров в международных перевозках, подбору маршрута перевозки пассажиров в международных перевозках (подп. 1.12.4 п. 1 ст. 146 НК).
До 2016 г., если перечисленные услуги были оказаны иностранной организацией белорусской организации или индивидуальному предпринимателю, следовало исчислить, удержать и перечислить в бюджет Республики Беларусь налог на доходы по ставке 15 % из средств нерезидента. Для освобождения от уплаты налога на доходы иностранной организации, оказавшей такие посреднические услуги, или ее налоговому агенту необходимо было исполнить процедуры, предусмотренные ст. 151 НК и Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее – Инструкция).
3. Подпункт 1.12.6 п. 1 ст. 146 НК, определяющий такой вид налогооблагаемого дохода, как доходы по найму и подбору персонала, претерпел редакционные изменения и дополнен новым объектом налогообложения.
С 2016 г. налогом на доходы будут облагаться доходы от оказания услуг по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, а также по предоставлению персонала для осуществления деятельности в Республике Беларусь. Иными словами, иностранная организация станет плательщиком налога на доходы при том условии, что привлеченный ею персонал будет использоваться в Беларуси. Ставка налога на доходы – 15 %.
4. Значительно изменена редакция подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК, в котором оговорены доходы иностранной организации, получаемые из источников в Республике Беларусь от оказания услуг в области интернет-технологий |*|.
* Информация о том, надо ли резиденту платить налог на доходы, если он приобрел интернетуслуги у нерезидента, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Так, с 2016 г. увеличился перечень этих налогооблагаемых доходов, сами доходы получили детализацию. Вместе с тем, как и ранее, их перечень носит закрытый характер.
Ставка налога на доходы от оказания услуг в области интернет-технологий иностранной компанией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, равна 15 %. Но, как правило, эти доходы в соответствии с международными соглашениями не облагаются в Республике Беларусь. Чтобы получить освобождение от уплаты налога на доходы, следует использовать порядок, установленный ст. 151 НК и Инструкцией.
Кроме того, в подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК дополнительно ввели прямую норму о том, что не должны облагаться налогом доходы, полученные от источников в Республике Беларусь иностранными организациями от оказания репозитарных услуг. Ранее существовала прямая норма, согласно которой не облагались доходы иностранных организаций от оказания услуг автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей. Эта норма в редакции Закона № 343-З сохранилась.
Справочно: на основании письма МНС Республики Беларусь от 16.06.2014 № 4-25/16788 «О налогообложении доходов от оказания репозитарных услуг» репозитарные доходы не являются объектом обложения налогом на доходы.
Законодательством Республики Беларусь не определен термин «репозитарные услуги», однако в вышеупомянутом письме перечислены некоторые услуги, связанные с репозитарной деятельностью в области гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.
Изменился порядок предоставления освобождения от налога на доходы иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство (п. 4 ст. 146 НК)
Освобождение от налога на доходы и условия его предоставления иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, предусмотрены в п. 4 ст. 146 НК.
До 2016 г. льготы предоставлялись в достаточно узком сегменте:
– по доходам, полученным из источников в Республике Беларусь от предоставления кредитов, займов Республике Беларусь или Правительству Республики Беларусь, а также резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии в соответствии с порядком, установленным Президентом Республики Беларусь (подп. 4.1 п. 4 ст. 146 НК);
– по размещенным за пределами территории Республики Беларусь облигациям открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующим внешний государственный долг; по доходам, полученным от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением этих облигаций, а также с учетом прав на них (подп. 4.2 п. 4 ст. 146 НК).
Кроме того, предоставлялись льготы достаточно ограниченному кругу иностранных организаций и иностранных банков в соответствии с подп. 4.3 п. 4 ст. 146 НК.
С 2016 г. Закон № 343-З дополнил п. 4 ст. 146 НК новым подп. 4.4, а подп. 4.3 изложил в новой редакции.
Так, новая редакция подп. 4.3 п. 4 ст. 146 НК исключила из состава доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы, доходы, получаемые иностранными банками из источников Республики Беларусь в рамках синдицированного кредитного договора, т.е. такого договора, когда кредитодателями выступали несколько иностранных банков.
Однако осталась льгота в виде освобождения доходов по доходам, полученным из источников в Республике Беларусь от предоставления иностранными организациями, указанными в абз. 1 п. 4 ст. 146 НК, белорусским организациям в виде кредитов и займов денежных средств |*|, полученных этими иностранными организациями от размещения ценных бумаг, эмитируемых (выдаваемых) ими в целях направления таких средств белорусским организациям.
* Информация о том, как правильно исчислить налог на доходы при перечислении нерезиденту процентов по займу, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Новый подп. 4.4 п. 4 ст. 146 НК дополнил перечень льгот. Так, с 2016 г. освобождаются доходы иностранных организаций, которые получены из источников в Республике Беларусь от предоставления иностранными организациями, указанными в абз. 1 п. 4 ст. 146 НК, иных кредитов, займов, чем указанные в подп. 4.1–4.3 части первой п. 4 ст. 146 НК.
Справочно: в абз. 1 п. 4 ст. 146 НК указаны иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и являющиеся подлинными владельцами доходов.
Чтобы воспользоваться льготой, оговоренной в подп. 4.4 п. 4 ст. 146 НК, следует соблюсти в совокупности следующие условия:
– день начисления доходов иностранной организации должен приходиться на налоговые периоды с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. (т.е. только в 2016 г.).
При этом день начисления дохода определяют в соответствии с нормами п. 21 ст. 148 НК;
– постоянное местонахождение таких иностранных организаций на день начисления доходов должно быть подтверждено сведениями международного справочника The Bankers Almanac (издательство Reed Business Information);
– согласно таким сведениям данные иностранные организации не должны находиться в оффшорных зонах, перечень которых утвержден Президентом Республики Беларусь.
От редакции:
В настоящее время действует перечень оффшорных зон, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353.
Изменился порядок определения налоговой базы по некоторым налогооблагаемым доходам (ст. 147 НК)
Налоговую базу налога на доходы определяют как общую сумму доходов за вычетом документально подтвержденных затрат (подп. 1.1 п. 1 ст. 147 НК).
При этом вычет затрат, понесенных иностранной организацией, разрешено делать только:
– по некоторым видам доходов;
– в тех случаях, если к дате начисления (выплаты) доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог на доходы с таких доходов в соответствии с гл. 15 НК, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких затратах (п. 2 ст. 147 НК).
Закон № 343-З внес:
1) дополнение в подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147 НК по определению налоговой базы по доходам за использование имущества либо предоставление права пользования имуществом, указанным в подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК.
Следует отметить, что до 2016 г. в подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147 НК было указано, что налоговую базу надо определять как общую сумму доходов за вычетом документально подтвержденных затрат:
– в сумме возмещения стоимости такого имущества, приходящейся на начисленную сумму дохода;
– по страхованию имущества, выплате банку, правительству иностранного государства или Постоянному Комитету Союзного государства процентов за кредит, полученный на приобретение имущества.
Однако не был конкретизирован порядок определения налоговой базы по операциям аренды (субаренды), лизинга (сублизинга) и других договоров с недвижимым имуществом нерезидента |*|.
* Информация о том, когда возникает объект обложения налогом на доходы по арендованному у нерезидента недвижимому имуществу, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
С 2016 г. Закон № 343-З при определении налоговой базы разрешает делать вычет документально подтвержденных затрат в части суммы возмещения стоимости недвижимого имущества. При этом для каждого вида договора (аренда, лизинг и т.д.), в соответствии с которым в гражданский оборот вовлекается недвижимое имущество, принадлежащее иностранной компании и находящееся на территории Республики Беларусь, предусмотрен свой состав вычитаемых затрат.
Важно! При определения суммы возмещения стоимости недвижимого имущества термин «недвижимое имущество» применяют в том значении, как это определено в ст. 185 «Объекты налогообложения налогом на недвижимость» НК;
2) уточнения и дополнения в подп. 1.1.4 п. 1 ст. 147 НК при определении налоговой базы по доходам:
– от отчуждения, погашения ценных бумаг (кроме акций) на территории Республики Беларусь (абз. 4);
– при отчуждении участником организации, находящейся на территории Республики Беларусь, доли (ее части) в уставном фонде (пая, акций) в этой организации (абз. 5).
Основная норма абз. 4 подп. 1.1.4 п. 1 ст. 147 НК осталась неизменной: налоговая база налога на доходы при отчуждении, погашении ценных бумаг (кроме акций) на территории Республики Беларусь определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат на приобретение ценных бумаг и их отчуждение. Но с 2016 г. установлено, что затраты, понесенные в иностранной валюте, надо пересчитывать в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком Республики Беларусь на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы.
Конкретизирована и дата, на которую пересчитывается налоговая база, выраженная в долларах США, в белорусские рубли при определении доходов в случае отчуждения участником организации, находящейся на территории Республики Беларусь, доли (ее части) в уставном фонде (пая, акций) в этой организации (абз. 5 подп. 1.1.4 п. 1 ст. 147 НК).
Так, с нового года доходы, определенные в долларах США, подлежит пересчету в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к доллару США, установленному на дату начисления налоговым агентом дохода иностранной организации.
Справочно: дату начисления иностранной организации дохода определяют, руководствуясь ст. 148 НК.
Значительно изменилась ст. 151 НК, устанавливающая порядок устранения двойного налогообложения доходов и имущества
Прежний текст ст. 151 НК оставлен практически без изменений и обозначен как пункт 1.
Внесены новые нормы и положения, устанавливающие:
– значение термина «подлинный владелец доходов» (п. 2 ст. 151 НК);
– документы (информацию), которые могут быть запрошены налоговым агентом у иностранной организации для подтверждения ее статуса фактического владельца дохода, если у налогового агента возникают обоснованные сомнения в том, что эта иностранная организация является фактическим владельцем дохода в целях получения льготы по международному соглашению или законодательству Республики Беларусь (п. 3 ст. 151 НК);
– порядок действий налогового агента в случае, если иностранная организация не представит документы, подтверждающие ее статус фактического владельца дохода, в частности, дивидендов (п. 4 ст. 151 НК);
– действия иностранной организации, если она не согласна с действиями налогового агента по удержанию налога на дохода без применения льготы, и действия белорусского налогового органа по возврату (зачету) налога на доходы из бюджета Республики Беларусь (п. 5 ст. 151 НК) |*|.
* Случаи, когда компенсация, выплаченная нерезиденту за оказанные дополнительные услуги при доставке товара, может стать объектом обложения налогом на доходы, доступны для подписчиков электронного «ГБ»