Причины консервации
Для принятия решения о консервации основных средств устанавливают причины, по которым она производится.
Справочно: под консервацией основных средств понимают их временное выведение в установленном порядке из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования |*| (п. 3 Положения о порядке консервации основных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683; далее – Положение № 683). Повторной считается консервация, осуществляемая после проведения расконсервации (п. 9 Положения № 683).
* Информация о действиях организации, если основные средства временно не используются
Под продлением срока консервации основных средств (не более 1 года) понимается дальнейшее нахождение основных средств в состоянии консервации без проведения расконсервации.
Основания для проведения консервации основных средств (п. 5 Положения № 683):
– стихийные бедствия, технологические аварии или другие обстоятельства непреодолимой силы, приведшие к приостановлению использования основных средств;
– неиспользование основных средств в хозяйственной деятельности свыше 3 месяцев подряд;
– отсутствие в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду, проведения других мероприятий, исключающих необходимость консервации;
– отнесение в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;
– иные основания в соответствии с законодательством.
Продление срока консервации, проведение повторной консервации основных средств более 1 раза или на срок более 1 года допускается в случаях (п. 8 Положения № 683):
а) стихийного бедствия, технологической аварии или других обстоятельств непреодолимой силы, приведших к приостановлению использования основных средств;
б) наличия у организации убытков за последние 5 месяцев подряд;
в) наличия в отношении организации вступившего в силу определения суда, рассматривающего экономические дела, об открытии конкурсного производства;
г) отнесения в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;
д) неиспользования основных средств в хозяйственной деятельности в результате перепрофилирования в пределах установленных сроков деятельности организации по решению Правительства;
е) отсутствия в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду.
Перечень оснований для консервации основных средств является открытым. Однако причина консервации должна быть обоснована (п. 8 Положения № 683).
Решение о консервации имущества, относящегося к основным средствам и находящегося в частной собственности, принимается в порядке, установленном собственником, по согласованию с городским (районным) исполкомом, на территории которого находятся основные средства, сроков их консервации, с последующим уведомлением облисполкома (Минского горисполкома). Данное решение может приниматься в соответствии с Положением № 683 (п. 24 Положения № 683).
Документальное оформление консервации
Перечень документов, которые прилагаются к направляемым на консервацию объектам основных средств (на согласование в соответствующие органы), включает в себя (п. 10 Положения № 683):
1) справку-описание имущества, содержащую наименование, местонахождение, дату ввода в эксплуатацию, основные технические и эксплуатационные характеристики, первоначальную, остаточную стоимость имущества (заверяется руководителем и главным бухгалтером организации);
2) экономическое обоснование консервации имущества, содержащее основные экономические показатели финансовохозяйственной деятельности организации (объем выпускаемой продукции, прибыль, рентабельность), причины консервации, срок, в течение которого основные средства не использовались или использовались неэффективно (месяц, год), направления использования денежных средств, остающихся в распоряжении организации в результате консервации имущества;
3) копию инвентарной карточки учета основных средств на консервируемое имущество (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества), содержащей все необходимые реквизиты и характеристики (подписывается руководителем, главным бухгалтером и скрепляется печатью организации).
В настоящее время аналитический учет основных средств по инвентарным объектам ведется в инвентарных карточках учета основных средств или в иных регистрах аналитического учета (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26), т.е. может быть иной регистр кроме инвентарной карточки;
4) копию свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации имущества (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества);
5) копию технического паспорта имущества (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества);
6) справку о балансовой (восстановительной) и оценочной стоимости на дату оценки;
7) ведомость инвентаризации и оценки;
8) копии решений о консервации имущества в предшествующие периоды (заверяются подписью руководителя, подпись заверяется печатью организации);
9) отчет о реализации мероприятий по дальнейшему использованию, перепрофилированию либо отчуждению имущества.
План мероприятий по проведению консервации также утверждается приказом.
По итогам работы комиссии по проведению консервации основных средств организации составляется акт о консервации.
Консервироваться может и реконструируемый объект основных средств. Правила проведения консервации и формы основных документов по консервации строящегося (реконструируемого) объекта установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) «Консервация строящихся объектов. Правила проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 30.12.2009 № 447 (далее – ТКП 45-1.03-165).
Форма акта о консервации строящегося (реконструируемого) объекта, а также ведомости несмонтированных оборудования, конструкций и неиспользованных материалов, подлежащих консервации, установлены приложениями А.1, А.2 приложения А к ТКП 45-1.03-165.
Важно! Организация обязана в течение 1 месяца после утверждения акта о консервации основных средств представить указанный акт в налоговые органы по месту постановки на учет и по месту расположения объектов недвижимого имущества (при наличии таких объектов за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой организация состоит на учете) (п. 17 Положения № 683).
Продление срока консервации и расконсервация
В организации в ряде случаев возникает необходимость в продлении срока консервации объектов основных средств. Решение о продлении принимается по предложению постоянно действующих комиссий по консервации основных средств органом, принявшим решение о проведении консервации, по согласованию с Минэкономики, МНС Республики Беларусь, облисполкомом (Минским горисполкомом), на территории которого находятся основные средства (за исключением основных средств, отнесенных в установленном законодательством порядке к используемым сезонно). Предложение вносят не позднее чем за 1 месяц до истечения срока консервации.
Решение о повторной консервации основных средств организации принимается в аналогичном порядке. Только в данном случае предложение вносится не ранее чем спустя 5 месяцев после расконсервации.
Расконсервация объектов основных средств организации проводится по решению органа, принявшего решение о проведении консервации. При необходимости по ходатайству руководителя организации может быть принято решение о досрочной расконсервации основных средств в порядке, установленном Положением № 683.
По итогам работы комиссии по проведению расконсервации основных средств организации составляется акт о расконсервации. Данный акт – основание для переноса инвентарных карточек в картотеку действующих основных средств и продолжения начисления по ним амортизационных отчислений (если объект не самортизирован полностью). Организация обязана в течение 1 месяца после утверждения акта о расконсервации представить его в налоговые органы.
Срок нахождения объекта на консервации
Срок, на который консервируют основные средства, установлен п. 4 Положения № 683. Он составляет от 3 месяцев до 1 года. Исчисляется этот срок с даты утверждения акта о консервации.
Общий период консервации основных средств, осуществленной в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Беларусь, исчисляется путем суммирования сроков консервации основных средств в предшествующие периоды.
Налогообложение
Налогообложение объектов основных средств при консервации имеет особенности.
Налог на прибыль
Расходы по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, осуществленной в соответствии с законодательством, включаются в состав расходов от внереализационных операций и уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 3.7 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
В период нахождения основных средств на консервации осуществляются следующие мероприятия (п. 12 Положения № 683):
– подача в консервируемые помещения электро- и теплоэнергии, воды в минимальных объемах, необходимых для обеспечения пожарной безопасности и сохранности зданий, сооружений, оборудования, иного имущества;
– принятие мер, исключающих возможность пребывания в консервируемом помещении лиц, кроме работников охраны и дежурного персонала;
– осмотр и техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, иного имущества для поддержания их в рабочем состоянии и обеспечения безопасности;
– принятие мер, исключающих использование законсервированных основных средств для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) до принятия решения об их расконсервации.
Некоторые из перечисленных мероприятий требуют определенных расходов. Поскольку работы по консервации основных средств, как правило, осуществляются силами самой организации, то основные статьи расходов следующие:
а) затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объектов основных средств, сторожей и т.п.;
б) отчисления, производимые от начислений по оплате труда указанных выше категорий работников;
в) материалы, израсходованные на консервацию;
г) услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автомобильный транспорт и т.п.);
д) услуги сторонних организаций;
е) прочие расходы.
Налог на недвижимость
Статьей 185 НК определены объекты обложения налогом на недвижимость.
От налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания и сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).
Бухгалтерский учет
Объекты основных средств, находящихся на консервации, целесообразно учитывать в бухгалтерском учете обособленно на отдельном субсчете «Основные средства на консервации» счета 01 «Основные средства». Такая организация аналитического учета позволяет контролировать расходы по консервации, момент приостановки начисления амортизационных отчислений. При консервации объектов в соответствии с законодательством амортизацию не начисляют (п. 35 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее – Инструкция № 37/18/6). Акт о консервации объектов основных средств – основание для неначисления амортизации на консервируемые основные средства |*| (п. 17 Положения № 683).
При передаче в эксплуатацию объекта основных средств, находившегося на консервации, амортизация начисляется выбранным способом (применяемым до перевода на консервацию либо заново установленным в соответствии с Инструкцией № 37/18/6):
– при линейном или нелинейном способе – начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатцию, исходя из недоамортизированной стоимости объекта на 1-е число месяца начисления амортизации и остаточного срока полезного использования. Остаточный срок полезного использования рассчитывается как разность установленного срока полезного использования и срока фактического начисления амортизации на 1-е число месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию;
– производительном способе – исходя из недоамортизированной стоимости и ресурса объекта начиная с месяца передачи в эксплуатацию.
Начисленные суммы амортизации относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию».
Сумма амортизации ежемесячно признается расходами по текущей деятельности (п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).
Работы по консервации основных средств финансируются за счет собственных средств организаций (п. 13 Положения № 683), т.е. не включаются в себестоимость производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Это значит, что расходы по консервации объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (абз. 20 п. 13 Инструкции № 102 и п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50) и приведены ниже в таблице с использованием для удобства аналитических счетов к балансовому счету 01 «Основные средства»:
01-э «Основные средства в эксплуатации»;
01-к «Основные средства на консервации».
Ответственность
За нарушение требований нормативных правовых актов в области консервации и расконсервации объектов предусмотрена ответственность.
Невыполнение требований по приведению консервируемых или ликвидируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок на время консервации влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ (ст. 15.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны недр установлена ст. 271 Уголовного кодекса Республики Беларусь и предусматривает:
– за нарушение правил охраны недр, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок;
– нарушение правил охраны недр, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, – ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок.