* Информация о порядке использования векселей, предусмотренном Указом № 69, доступна для всех читателей GB.BY
В настоящее время формально использование векселей не запрещено, но, по сути, Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь" (далее – Указ № 278) ввел целый ряд ограничений и запретов, усложнивших и зачастую делающих экономически нецелесообразным их использование:
1) обо всех выпускаемых и получаемых векселях в 3-дневный срок должна подаваться информация (нотариально заверенные документы, ее содержащие) в РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" (далее – депозитарий);
2) введен гербовый сбор, ныне регламентируемый гл. 25 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), с обычной ставкой в размере 0,1 % от вексельной суммы, и повышенной в размере 15 % – при совершении вексельных операций с нерезидентами, и даже 25 % – при непредставлении информации в депозитарий.
Уплата гербового сбора производится в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи, авалирования или предъявления к оплате, передачи и получения простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей (п. 2 ст. 239 НК).
Д-т 20, 25 и др. – К-т 68
– на сумму гербового сбора*.
______________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Налоговое законодательство устанавливает, что при использовании в расчетах векселей суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычету у покупателей только после поступления денежных средств на счета продавцов от продажи или погашения полученных векселей.
В учете продавца:
Д-т 62 – К-т 90
– отражена реализация товара;
Д-т 90 – К-т 68
– исчислен НДС;
Д-т 62 (субсчет "Векселя, полученные в оплату за товар") – К-т 62.
– отражена передача векселя в оплату за товары.
При этом вычет налога у покупателя производится при наличии у него копий расчетных документов, подтверждающих поступление денежных средств на счет продавца от продажи или погашения полученных векселей. Причем при передаче продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав векселя в счет погашения кредита и процентов за пользование кредитом вычет НДС у покупателя не производится (п. 16 ст. 107 НК).
В учете покупателя:
Д-т 41 – К-т 60
– на стоимость полученного товара;
Д-т 18 – К-т 60
– отражена выделенная продавцом сумма НДС;
Д-т 68 – К-т 18
– принят к вычету НДС после получения денежных средств от продажи или погашения векселей продавцом товара;
3) установлен норматив вексельных обязательств (по выданным, индоссированным, авалированным, акцептованным векселям), составляющий:
– для банков – 50 % собственного капитала;
– иных юридических лиц – стоимость чистых активов за минусом стоимости имущества, на которое наложен арест.
Кроме того, подп. 1.2 п. 1 Указа № 278 запрещает принимать вексельные обязательства, не имеющие обеспечения в виде денежных средств и иного имущества.
Таким образом, фактически введен своеобразный "норматив вексельной ликвидности" (отношение денежных средств и иного имущества к сумме вексельных обязательств), который не может быть меньше 1. Причем из числителя такой дроби вычитается стоимость имущества, право на отчуждение которого ограничено законодательством, судом, собственником или договором;
4) из числа лиц, способных обязываться по векселю и (или) оплачивать вексель на территории Республики Беларусь, исключены физические лица (включая ИП), а также организации, финансируемые из бюджета. Они могут быть только конечными векселедержателями (т.е. права индоссировать вексель далее не имеют). Банки имеют право обязываться по векселям только при условии включения их в специальный Перечень банков Республики Беларусь, имеющих право обязываться по векселю, утвержденный постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.10.2006 № 155, включающий 24 банка;
5) установлена административная ответственность:
– за незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями (ст. 11.59 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП), включая превышение правоспособности, отсутствие обеспечения и другие нарушения;
– непредставление либо несвоевременное представление документов, связанных с изменением вещных прав на простые и (или) переводные векселя (ст. 23.73 КоАП).
Указ № 69 стимулирует применение векселей
Меры стимулирования вексельного обращения направлены на сферу экспорта. Их можно разделить на 2 группы:
1) определены хозяйственные операции, по которым использование векселей является желательным и даже стимулируемым;
2) Нацбанк продолжил работу по созданию новых реестров и списков "околобанковских" финансовых организаций (ранее такая работа была проведена в отношении микрофинансовых и лизинговых организаций).
Предлагаемая в Указе № 69 схема стимулирования применения векселей давно апробирована за рубежом, где финансируется при посредничестве специально созданных экспортно-импортных банков. Общая схема предусматривает предоставление льготных условий (коммерческого кредита) иностранному покупателю путем получения от него векселя. Однако получение векселя не "замораживает" экспортную выручку, поскольку вексель представляется в белорусские банки или иные специализированные организации, которые осуществляют их учет. "Учет векселей" – это приобретение (т.е. купля-продажа) с дисконтом лицом, не являющимся первым векселедержателем, права получения оплаты по векселю до наступления срока платежа по нему без права регресса. "Дисконт по векселю" – разница между суммой денежного обязательства нерезидента, с которым экспортер заключил внешнеторговый договор, предусматривающий экспорт, по векселю, являющемуся расчетным документом по такому внешнеторговому договору, и суммой, выплачиваемой экспортеру при учете векселя.
При этом сроки завершения внешнеторговой операции благодаря изменениям, внесенным в Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178), не нарушаются: датой поступления экспортной выручки |*| будет считаться дата поступления средств от белорусского банка (иной организации, осуществляющей учет векселя), а не от нерезидента-импортера. С этих же средств будет осуществляться обязательная продажа валюты, так как именно они будут считаться выручкой для целей Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" (аналогия с факторингом).
* Информация об экспортной выручке (ее получение, обязательная продажа валюты, ответственность за несвоевременное получение) доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Еще одна льгота, введенная Указом № 69, связана с использованием иностранной валюты для таких расчетов между 2 резидентами, когда в иностранной валюте выражены обязательства нерезидента по внешнеторговому договору, предусматривающему экспорт, и по векселю, являющемуся расчетным документом по данному внешнеторговому договору.
Предусмотрены послабления для банков в части применения Указа № 178
Для банков и иных организаций, занимающихся учетом экспортных векселей, установлены некоторые послабления в части применения Указа № 178:
1) они, как и сами экспортеры, освобождены от уплаты вексельного сбора при передаче и получении векселей, их копий и экземпляров переводных векселей в целях изменения права собственности или иных вещных прав на них при условии представления информации о таких совершенных операциях в депозитарий в соответствии с законодательством;
2) для них вместо 3-дневного установлен 7-дневный срок представления информации, и нотариального заверения представляемых документов не требуется.
Для юридических лиц небанковского сектора, которые планируют попасть в реестр, устанавливается требование к размеру уставного фонда – не менее 50 тыс. евро на дату учета векселя. Однако, если учет векселей осуществляется на нерегулярной основе (не более 1 раза в течение календарного года), требования к размеру уставного фонда и включению в реестр не применяются.
Вполне вероятно, что одна из целей создания реестра – последующая возможность переучета векселя (т.е. перепродажи с целью рефинансирования) в Нацбанке.
Сам Указ № 69 об этом ничего не говорит, но может быть разработан соответствующий порядок в ходе мер по реализации Указа № 69. По крайней мере, подобные схемы распространены за рубежом. До сих пор котируется учетная ставка Нацбанка – это процентная ставка, применяемая Нацбанком при осуществлении им операций по переучету векселей юридических лиц, а также физическими и юридическими лицами на всей территории Республики Беларусь в случаях, установленных законодательством. Правила расчета официальной учетной ставки (банковской ставки) определяет Нацбанк (ст. 83 Закона Республики Беларусь от 13.12.1999 № 341-З "Об обращении переводных и простых векселей"). Размер учетной ставки фактически приравнен к ставке рефинансирования, т.е. коэффициент расчета равен 1 (см. постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 18.05.2000 № 11.10).
Включению в реестр подлежат не только юридические лица небанковского сектора, но и банки на основании уведомления о намерении заниматься данной деятельностью. В течение 15 рабочих дней Нацбанк обязан принять решение. Такое включение обязывает ежемесячно не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Нацбанк отчетность об учете векселей. Причем юридическое лицо исключается из реестра в случае непредставления в Нацбанк информации об учете векселей по установленной форме в течение 6 отчетных периодов подряд.
Указ № 69 вступает в силу с 21 мая 2015 г. – через 3 месяца после официального опубликования.