Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросу включения в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, представительских расходов разъясняет следующее.
В настоящее время законодательство не содержит определения и полного перечня представительских расходов, учитываемых при налогообложении.
В то же время к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета), иного органа управления плательщика, кроме исполнительных органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Налогового кодекса Республики Беларусь затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Исходя из вышеизложенного в состав представительских расходов могут быть включены расходы на:
проживание в гостиницах;
питание (завтрак, обед, ужин, кофе-паузы);
транспортные услуги;
проведение официального приема лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
культурные мероприятия;
оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
аренду помещения для проведения представительских мероприятий.
Обращаем ваше внимание, что указанный перечень представительских расходов не является исчерпывающим и в состав представительских расходов могут быть включены и иные обоснованные и документально подтвержденные расходы.
Вместе с тем при рассмотрении вопроса об отнесении расходов по проведенному представительскому мероприятию в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, следует исходить из их необходимости в процессе осуществления предпринимательской деятельности, проведение таких мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов. При этом не имеет значения, достигнуты ли в ходе проведения представительских мероприятий соглашения и заключены ли договоры.
При направлении работников организации за границу в целях установления и (или) поддержания деловых контактов в представительские расходы могут включаться расходы по оплате сувениров, вручаемых представителям принимающей стороны.
Заместитель Министра Э.А. Селицкая
Письмо опубликовано 14 июля 2017 г. на интернет-портале МНС Республики Беларусь (www.nalog.gov.by).