Какие услуги относятся к консультационным
Консультационные услуги – услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом (подп. 2.13 п. 2 ст. 13 НК [1]).
НДС
Объектами обложения НДС признаются в т.ч. обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК). При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные услуги (п. 1 ст. 114 НК).
Место реализации услуг определяется на основании:
– ст. 117 НК – по сделкам с резидентами иностранных государств, кроме резидентов государств – членов ЕАЭС;
– разд. IV Протокола [2].
Местом реализации консультационных услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель данных услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения является Республика Беларусь, и по сделкам с организациями – резидентами стран, входящих в ЕАЭС, и по сделкам с организациями других стран (абз. 2 части первой подп. 4 п. 29 Протокола и подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК).
Важно! Таким образом, при определении места реализации консультационных услуг подходы едины как для сделок с резидентами государств – членов ЕАЭС, так и для сделок с резидентами иных государств.
Круг плательщиков налога
Если белорусская организация не является плательщиком НДС |*| по своей деятельности, например применяет УСН без уплаты НДС, то при приобретении консультационных услуг у нерезидента она будет являться плательщиком НДС.
Пример 1
Получение консультационных услуг от резидента Украины
Организация «А» (применяет УСН без уплаты НДС) заключила договор на оказание консультационных услуг с резидентом Украины. В соответствии со ст. 117 НК местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь.
Организация «А» обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС, несмотря на то что она применяет УСН без НДС.
Важно! На практике неуплата НДС в ситуациях, когда организация считает, что она не является плательщиком НДС во всех без исключения случаях, – типичная ошибка налогоплательщиков, которая ведет к доначислению налога в бюджет и уплате пени.
Моментом фактической реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, признается день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг (п. 29 ст. 121 НК).
Как определяется налоговая база
Важно! НДС следует исчислять исходя из налоговой базы без ее уменьшения на сумму удержанного налога на доходы (если его необходимо исчислить).
Пример 2
Исчисление НДС
Организация согласно заключенному договору должна перечислить за консультационные услуги резиденту Польши 100 долл. США. Справка о постоянном местонахождении на момент осуществления платежа белорусской организации не представлена.
Организация осуществляет перевод за вычетом налога на доходы в размере 15 долл. США. Платежное поручение направляется нерезиденту на сумму 85 долл. США.
Исчислить НДС необходимо на дату проведения платежа организацией, но исходя из суммы 100 долл. США.
По консультационным услугам, приобретенным у нерезидента, ставка НДС составляет 20 % (подп. 3.1 п. 3 ст. 122 НК).
Данные хозяйственные операции в налоговой декларации по НДС отражаются в стр. 13 разд. I части I.
Плательщики обязаны создать ЭСЧФ, в т.ч. при исчислении НДС |*| при реализации на территории услуг иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп. 2.4 п. 2 ст. 131 НК). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации услуг иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 9.1 п. 9 ст. 131 НК).
Налог на доходы
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, в т.ч. от оказания консультационных услуг (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 189 НК).
Отличия в начислении НДС и налога на доходы
Обратите внимание на отличия в определении налоговой базы по НДС и по налогу на доходы (см. таблицу):
Важно! На практике встречаются ситуации, когда нерезидент составляет акт оказанных услуг на сумму, уменьшенную на величину удержанного налога на доходы. Такой подход неправомерен, так как удержанный налог на доходы не влияет на стоимость оказанных услуг.
При исчислении налога на доходы |*| организации могут воспользоваться нормами международных документов об избежании двойного налогообложения. Если нормами международного договора предусмотрено, что доходы иностранной организации не подлежат налогообложению в Республике Беларусь, то по общему правилу основанием для освобождения от налогообложения является представление в налоговый орган подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (подтверждение) (п. 1 ст. 194 НК).
* Когда возникает налог на доходы при приобретении маркетинговых услуг у российской организации
Условие о представлении справки о постоянном местонахождении нерезидента целесообразно включить в договор. В договоре возможна следующая формулировка: «Справку о постоянном местонахождении нерезидент должен представить на одну из наиболее ранних дат – дату оказания услуг или дату проведения платежа. В случае непредставления справки в указанный срок при осуществлении платежа производится удержание налога на доходы с последующим возвратом при предоставлении документа, подтверждающего резидентство».
Важно! На практике встречаются ситуации, когда нерезидент представляет справку о резидентстве, а налогоплательщик, по незнанию считая, что освобождение тождественно неуплате, не подает налоговую декларацию. Такой подход неправомерен. Организациям, приобретающим консультационные услуги, необходимо учесть, что наличие справки о резиденстве, полное освобождение от налогообложения доходов нерезидента в Беларуси, предусмотренное международным договором, и представленное в налоговый орган подтверждение не освобождают организацию как налогового агента от обязанности представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы |*| по начисленным платежам иностранной организации в сроки, установленные законодательством.
* Последствия камеральной проверки деклараций по налогу на доходы