Ситуация 1. В 2014 г. экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ только от стационарных источников выбросов
Организации необходимо обеспечить хранение собственного дизтоплива. Для этого она планирует найти соответствующий резервуар и заключить договор или аренды резервуара, или ответственного хранения нефтепродуктов.
Объектом обложения экологическим налогом признают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, причем от стационарных источников выбросов.
1.1. Является ли такой резервуар стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Является.
Резервуар является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Это следует из норм ст. 1 и 13 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Закон).
Источниками выделения загрязняющих веществ являются технологическое и иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит образование и от которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осуществлении которых происходят образование и выделение загрязняющих веществ (ст. 1 Закона).
Процесс закачки и слития дизтоплива из резервуара является источником выделения загрязняющих веществ (смесь углеводородов и других веществ). Как правило, резервуары для хранения нефтепродуктов размещают вне помещений, и при процессе закачки и слития топлива выбросы загрязняющих веществ непосредственно попадают в окружающую среду.
Источники выбросов – это технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Все источники выбросов подразделяются на стационарные, мобильные и нестационарные. Стационарными признают источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 1, 13 Закона).
Таким образом, резервуар для хранения нефтепродуктов является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
1.2. Надо ли на эксплуатацию такого резервуара получать специальное природоохранное разрешение?
Надо.
Организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, вправе осуществлять эксплуатацию таких источников только при наличии одного из следующих документов:
– разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– комплексного природоохранного разрешения (далее – разрешение).
Такие разрешения выдают Минприроды РБ или его территориальные органы (п. 1 ст. 33 Закона).
Перечень документов, сроки и место осуществления административной процедуры по выдаче разрешения указаны в пп. 6.19, 6.53 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156).
Важно! Эксплуатация стационарного источника выбросов без разрешения не допускается. За это, а также за нарушение условий, установленных в таком разрешении, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 15.48 КоАП* (до 200 базовых величин (БВ)).
_____________________
* Кодекс РБ об административных правонарушениях.
Кроме того, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения признаются фактом причинения вреда окружающей среде (п. 3 Положения № 1042**).
______________________
** Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042.
Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установлены Указом Президента РБ от 24.06.2008 № 348.
Например, за 1 т загрязняющих веществ 3-го класса опасности, выброшенных без разрешения, необходимо будет уплатить 147 БВ (19 110 000 руб.).
1.3. Кто должен получить это разрешение?
Получение разрешения зависит от того, какая организация будет фактически осуществлять деятельность, приводящую к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В данной ситуации необходимо различать лицо, которое может обратиться в соответствующий орган и получить разрешение, и лицо, которое обязано иметь разрешение, чтобы законно осуществлять деятельность.
Для этого рассмотрим нормы Положения № 664*, которыми определен порядок получения разрешения.
______________________
* Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действияразрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664 (далее – Положение № 664).
Так, заявителем для получения разрешения признается организация, осуществляющая хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (п. 2 Положения № 664).
При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное (часть вторая п. 5 Положения № 664).
Таким образом, заявителем для получения разрешения может быть как собственник резервуара для хранения нефтепродуктов, так и организация, которая планирует эксплуатировать этот резервуар по договору аренды.
Исходя из изложенного возможны следующие варианты:
1) собственник резервуара для хранения нефтепродуктов самостоятельно получает разрешение и передает его арендатору резервуара. О том, что разрешение получает арендодатель, обязательно нужно указать в договоре аренды резервуара;
2) арендатор самостоятельно получает разрешение. В договоре аренды можно не указывать, что арендатор обязан сам получить разрешение. Однако чтобы исключить споры в будущем, рекомендуем это сделать.
Рекомендация эксперта
Резервуары для хранения нефтепродуктов являются нормируемыми стационарными источниками выбросов. Организациям, осуществляющим деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, необходимо:
– разработать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– вести учет в области охраны атмосферного воздуха;
– проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 21 Закона).
По общему правилу нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ ватмосферный воздух следует разрабатывать для всех стационарных источников выбросов, за исключением случаев, указанных в п. 4 Инструкции о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 23.06.2009 № 43.
При нормировании выбросов от резервуаров для хранения нефтепродуктов необходимо руководствоваться Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утвержденными приказом Минприроды РБ от 03.06.1997 № 126.
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 19 Закона).
1.4. Кто в этом случае будет плательщиком экологического налога?
Плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет являться организация, эксплуатирующая резервуар для хранения нефтепродуктов. Причем только в том случае, если объем выбросов загрязняющих веществ согласно разрешению составит 3 т в год или более.
Обоснуем наш вывод.
Объектами обложения экологическим налогом признают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 205 Налогового кодекса РБ; далее – НК). В гл. 19 НК не указаны лица, которые имеют право уплачивать экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух вместо лица, у которого возник соответствующий объект налогообложения.
При расчете налоговой базы следует учесть, что экологическим налогом облагают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, эксплуатируемых в соответствии с разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если порог всех выбросов загрязняющих веществ согласно разрешению равен 3 т в год или превышает его.
Выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух признают поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов (ст. 1 Закона). В связи с этим плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух признается организация, непосредственная деятельность которой связана с поступлением загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов.
Из положений гл. 19 НК можно сделать следующие выводы:
– никаким соглашением сторон нельзя определить иного плательщика экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, чем лицо, у которого возник соответствующий объект налогообложения;
– определение плательщика экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не зависит от того, кто получил разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Рассмотрим варианты хранения нефтепродуктов в резервуаре для собственника этих нефтепродуктов:
1) аренда резервуара и далее его самостоятельная эксплуатация арендатором.
В этом случае стационарный источник выбросов эксплуатирует арендатор. Следовательно, он является плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Арендатор уплачивает арендную плату и самостоятельно уплачивает экологический налог в бюджет. Вопросы получения разрешения стороны должны оговорить в договоре аренды. Если это не было сделано, то разрешение обязан получить арендатор самостоятельно;
2) передача нефтепродуктов на ответственное хранение (договор услуг хранения нефтепродуктов).
В этом случае плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет являться организация, оказывающая услуги по хранению нефтепродуктов (хранитель), поскольку именно она эксплуатирует стационарный источник выбросов.
Хранитель нефтепродуктов вправе включить указанные суммы налога в цену услуг по хранению нефтепродуктов.
Поклажедатель оплачивает только услуги по хранению нефтепродуктов. Вопросы эксплуатации стационарного источника выбросов и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух к нему не относятся.
Ситуация 2. Для определения объекта налогообложения надо выбросы от всех имеющихся источников выбросов, осуществляемые в соответствии с разрешением, сравнить с пороговым значением
Организация имеет склад. Для его отопления используются 3 котла на твердом топливе. Каждый котел по 40 кВт, выбросы от всех котлов поступают в одну дымовую трубу. Суммарная мощность всех котлов 120 кВт.
2.1. Должна ли организация получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для эксплуатации котлов?
Должна.
Котельные установки мощностью менее 100 кВт (газопоршневые, газотурбинные, когенерационные, котельные и иные топливосжигающие, отопительные и технологические печи, теплогенераторы) не подлежат нормированию. Это следует из п. 1 приложения 2 к постановлению Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31.
Котельная установка – это котел, агрегатированный горелочными, топочными тягодутьевыми устройствами, механизмами для удаления продуктов горения и использования теплоты уходящих газов (экономайзерами, воздухоподогревателями и т.д.) и оснащенный средствами автоматического регулирования, контроля и сигнализации процесса выработки теплоносителя заданных параметров (СНиП II-35-76 "Нормы проектирования. Котельные установки").
В изложенной ситуации 3 котла, оснащенные одной дымовой трубой, следует рассматривать как одну котельную установку. Суммарная мощность такой установки более 120 кВт. Следовательно, организация должна получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Перечень документов, сроки и место осуществления административной процедуры по выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух указаны в п. 6.19 перечня № 156.
2.2. Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух надо уплачивать по каждому котлу?
С 1 января 2014 г. налоговой базой экологического налога являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, указанных в разрешениях.
В изложенной ситуации экологический налог следует уплачивать за выбросы загрязняющих веществ от 1 котельной установки, если их суммарный объем согласно полученному разрешению будет равен 3 т в год либо превысит это значение (п. 2 ст. 205 НК).
Ситуация 3. Плательщики УСН, являющиеся плательщиками экологического налога за захоронение отходов, вправе применять льготы, предусмотренные гл. 19 НК
Организация применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Кроме того, она является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства согласно подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК. У нее в процессе деятельности образовались отходы, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400).
Вправе ли организация применить освобождение от уплаты экологического налога за захоронение таких отходов?
Вправе.
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства в установленных случаях (подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК).
Ни ст. 286, ни другие статьи гл. 34 НК не предусматривают какие-либо правила (ограничения) по уплате экологического налога за захоронение отходов производства для плательщиков, применяющих УСН. Словосочетание "общий порядок" отсылает к специальной главе НК, которая устанавливает требования по исчислению и уплате экологического налога. Организации, применяющие УСН и являющиеся плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства, должны руководствоваться положениями специальной главы НК.
Элементы налогообложения для экологического налога, включая объект налогообложения "захоронение отходов производства", указаны в гл. 19 НК (п. 5 ст. 6 НК). Захоронение отходов производства является объектом обложения налогом (подп. 1.3 п. 1 ст. 205 НК), кроме "захоронения отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год" (абз. 11 п. 2 ст. 205 НК). То есть отходы с кодом 9120400 не облагаются налогом, если организация в год вывозит всех отходов на захоронение 50 т и менее.
Сформулированное в указанной статье НК условие освобождения от уплаты налога не устанавливает какие-либо ограничения для организаций, применяющих УСН. Также не указано, что "льготируемые" отходы с кодом 9120400 должны быть образованы только у плательщика. Нет исключений, касающихся организаций, применяющих УСН, и в ст. 204 НК (устанавливает плательщиков экологического налога).
Следовательно, любой плательщик экологического налога, в т.ч. и организация, применяющая УСН, в случаях, указанных в подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК, вправе не платить за захоронение отходов с кодом 9120400 по основаниям, установленным в абз. 11 п. 2 ст. 205 НК.
Рекомендация эксперта
Организация, применяющая УСН и являющаяся плательщиком экологического налога за захоронение отходов, также вправе:
– применять коэффициент 0,9 к ставкам налога при соблюдении условий, установленных подп. 3.3 п. 3 ст. 207 НК;
– уменьшать исчисленную сумму экологического налога на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) по основаниям, определенным в части третьей ст. 208 НК.