Организации предоставлен во временное пользование в г. Молодечно земельный участок, срок пользования которым истек в марте 2020 г. Организация продолжает пользоваться данным земельным участком.
Обязана ли организация уплатить земельный налог и если да, то исходя из какой ставки?
Обязана.
Организация должна исчислять и уплачивать земельный налог как до марта 2020 г., так и после этого срока. Начиная с марта 2020 г. земельный налог следует исчислять по земельному участку, предоставленному во временное пользование и своевременно не возвращенному исходя из ставки налога, определенной по фактическому использованию земельного участка. В качестве обоснования этих действий необходимо руководствоваться следующим.
Объектами обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки и доли в праве на них, в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые (п. 1 ст. 238 НК).
Основанием для исчисления земельного налога является фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, включая случаи такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, сведения о которых представляются налоговым органам структурными подразделениями местных исполнительных органов по землеустройству (абз. 7 п. 3 ст. 243 НК).
Земельный налог за земельный участок, предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, исчисляют с 1-го числа месяца, с которого земельный участок использовался с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца включительно, в котором указанные нарушения устранены (п. 6 ст. 243 НК) |*|.
* Возможность отсрочки, налоговых каникул при уплате земельного налога
Справочно: ставки земельного налога установлены в приложении 6 к НК и зависят от вида функционального использования земельного участка, определенного в приложении 5 к НК.
Организация имеет в своем составе базу отдыха, которая зарегистрирована как структурное подразделение.
При каких условиях организация может воспользоваться правом на льготу по уплате земельного налога?
При подтверждении статуса оздоровительной организации.
Плательщик вправе применить льготу по земельному налогу в части земельного участка, занятого структурным подразделением – базой отдыха, при условии подтверждения статуса оздоровительной организации в установленном порядке.
Обоснуем данный вывод.
От земельного налога освобождены земельные участки организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций (подп. 1.9 п. 1 ст. 239 НК).
Основные понятия, термины и определения санаторно-курортных и оздоровительных организаций содержатся в Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478:
– санаторно-курортные организации – организации, предоставляющие санаторнокурортные услуги и расположенные на курортах или в лечебно-оздоровительных местностях: санаторий (для взрослых, взрослых и детей, детей); студенческий санаторий-профилакторий; детский реабилитационно-оздоровительный центр, реабилитационный центр (отделение);
– оздоровительные организации – организации для взрослых, детей, взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения: профилакторий; оздоровительный центр (комплекс); образовательно-оздоровительный центр; оздоровительный лагерь; спортивно-оздоровительный лагерь; дом (база) отдыха; пансионат; иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения.
Справочно: санаторно-курортные и оздоровительные организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности подлежат государственной аттестации (п. 2 Положения о критериях и порядке проведения государственной аттестации санаторнокурортных и оздоровительных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2006 № 1450).
В марте 2020 г. организация ввела в эксплуатацию здание с превышением нормативного срока строительства.
Имеет ли право организация применить льготу по налогу на недвижимость |*| в течение года с даты приемки в эксплуатацию?
Имеет.
Организация вправе применить льготу по налогу на недвижимость по зданию при условии соблюдения установленного законодательством порядка его приемки в эксплуатацию. В качестве обоснования этого вывода необходимо руководствоваться следующим.
У плательщиков-организаций освобождены от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 228 НК).
Важно! С 2019 г. законодательством не установлены ограничения на применение льготы по налогу на недвижимость в части объектов, возведенных с превышением нормативного срока строительства.
Бюджетная организация (арендодатель) заключила договор аренды на часть нежилого помещения с коммерческой организацией. В договоре аренды не предусмотрено, кто является собственником отходов производства. Расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами возмещаются арендатором согласно выставленным счетам-фактурам.
Признается ли бюджетная организация (арендодатель) плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства?
Необходимо ли указывать в договоре аренды собственника отходов (арендатора)?
Да, при условии перехода права собственности на отходы.
Бюджетные организации не являются плательщиками экологического налога, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случаях приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения (п. 3 ст. 246 НК).
Плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства |*| на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства (п. 2 ст. 246 НК).
Справочно: определения терминов «производитель» и «собственник отходов» содержатся в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»:
– производитель отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов;
– собственник отходов – юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном вышеуказанным Законом и иными актами законодательства.
В соответствии с вышеприведенными нормами изначально собственником отходов производства является организация, в результате экономической деятельности которой они были произведены (в рассматриваемом случае – организацияарендатор).
На основании договора (отдельного договора на отчуждение отходов производства или в рамках договора аренды) стороны могут предусмотреть переход права собственности на произведенные отходы производства. В этом случае собственником отходов производства станет бюджетная организация – арендодатель, которая будет обязана уплачивать экологический налог.
Исчисление экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с законодательством возложено на владельцев объектов захоронения отходов, поэтому, если организация-арендодатель заключила с владельцем объекта захоронения договор на захоронение отходов производства, в соответствии с которым осуществляется захоронение отходов производства арендаторов, рекомендуется указать в договоре все значимые обстоятельства, которые могут повлиять на возникновение обязательств по экологическому налогу. К числу таких условий можно отнести следующие:
– бюджетная организация – арендодатель приобретает право собственности на отходы производства арендаторов;
– бюджетная организация – арендодатель производит захоронение отходов производства арендаторов, являющихся плательщиками экологического налога (без перехода права собственности к арендодателю).