Резидент Республики Беларусь в декабре 2016 г. поставил товар нерезиденту. Однако до настоящего времени товар не оплачен. Резидент в установленном порядке предъявил иск в арбитражный суд по месту нахождения покупателя-нерезидента и получил решение, вынесенное в его пользу. В настоящее время решение направлено на исполнение.
При этом срок проведения внешнеторговой операции, установленный Указом № 178*, истек.
___________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).
Необходимо ли резиденту Республики Беларусь в таком случае обращаться в Нацбанк за получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговых операций?
В рассматриваемом случае организации будет отказано в выдаче разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции. В подобных ситуациях необходимо обращаться в Нацбанк заблаговременно, т.е. еще до того, как истек установленный законодательством срок |*|.
За данное нарушение к организации может быть применена административная ответственность по ст. 11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Обоснуем наш ответ.
Указом № 178, в частности, определены:
1) сроки завершения внешнеторговых операций по экспорту.
По договорам комиссии они не могут превышать более 120 календарных дней, по иным договорам – более 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178, в редакции, действовавшей до 28 июня 2017 г.);
2) основания для несоблюдения срока, установленного для экспортной операции.
Решение арбитражного суда в перечень таких оснований не входит.
В то же время подп. 1.5 п. 1 Указа № 178 предусмотрено, что сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком Республики Беларусь (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных постановлением № 1483/22*. Например:
___________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».
– при наличии документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;
– отсутствии фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;
– соблюдении резидентом требований валютного законодательства Республики Беларусь при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение.
Обязательность выполнения одного из вышеперечисленных условий либо совокупности этих условий Нацбанк определяет в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств.
Таким образом, наличие судебного (арбитражного) решения не только не исключает необходимость обращения за разрешением на продление срока завершения внешнеторговой операции, но и является одним из условий, при соблюдении которых такой срок в принципе может быть продлен.
Порядок получения соответствующих разрешений определен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52.
Из п. 23 названной Инструкции следует, что главное управление валютно-финансового мониторинга (главное управление Нацбанка по области) отказывает резиденту в выдаче разрешения в случае, если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством |*|.
В качестве платы за полученный товар резидент РФ предлагает белорусскому субъекту – экспортеру вексель на сумму, соответствующую стоимости товара.
Соответствует ли такой порядок расчетов требованиям законодательства?
Соответствует, если будут соблюдены условия по учету векселя.
При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена в т.ч. путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта по векселю) от юридических лиц, включенных Нацбанком Республики Беларусь в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций (далее – банки), при осуществлении ими операции по учету векселей, выполняющих функцию расчетных документов по внешнеторговым договорам.
При этом датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается дата поступления денежных средств от банка (иной уполномоченной на это организации), осуществляющего учет векселей, выполняющих функцию расчетных документов по внешнеторговым договорам.
Таким образом, для экспортера, получившего вексель в качестве оплаты товаров (работ, услуг), необходимым условием является его предъявление к учету в порядке, установленном Указами № 278* и № 69**.
_______________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 278 «О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь».
** Указ Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей».
Под учетом векселей понимается приобретение (с дисконтом по векселю) лицом, не являющимся первым векселедержателем, права получения оплаты по векселю до наступления срока платежа по нему без права регресса. При этом под дисконтом по векселю понимается разница между суммой денежного обязательства нерезидента, с которым экспортер заключил внешнеторговый договор, предусматривающий экспорт, по векселю, являющемуся расчетным документом по этому внешнеторговому договору, и суммой, выплачиваемой экспортеру при учете векселя.
Учет векселей, являющихся расчетными документами по внешнеторговым договорам, вправе осуществлять:
– банки;
– небанковские кредитно-финансовые организации;
– иные юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован в размере не менее 50 тыс. евро на дату учета векселя.
До принятия решения об учете векселя указанные организации проверяют:
а) правильность составления учитываемого векселя в соответствии с требованиями законодательства;
б) непрерывность ряда индоссаментов, подтверждающую законность прав векселедержателя;
в) наличие на учитываемом векселе отметки об уплате гербового сбора в соответствии с законодательством;
г) полномочия лиц, представляющих векселя к учету.
Банки и иные организации, осуществляющие учет векселей, вправе использовать иностранную валюту при расчетах с экспортерами по таким операциям и между собой в случае, если в иностранной валюте выражены обязательства нерезидента по внешнеторговому договору, предусматривающему экспорт, и по векселю, являющемуся расчетным документом по данному внешнеторговому договору |*|.
* Ситуация о том, как по внешнеторговой операции можно провести зачет вместо поступления валюты
Белорусский импортер не получил направленный нерезидентом товар (уничтожен вследствие аварии при транспортировке).
Будет ли организация-импортер привлечена к административной ответственности за непоступление товара? Кто несет риски по утрате товара?
Привлечение к ответственности зависит от ряда обстоятельств и наличия подтверждающих документов.
Решение вопроса об административной ответственности за непоступление товара на территорию Республики Беларусь тесно связано с распределением рисков и фактом страхования товара либо рисков, связанных с его поставкой.
1. Организация-импортер не будет привлечена к административной ответственности, если импортная внешнеторговая операция будет завершена по основаниям, предусмотренным подп. 1.9 п. 1 Указа № 178, при получении:
– страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенному между импортером либо нерезидентом и страховой организацией;
– иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товара либо на основании судебных постановлений, других процессуальных документов.
Если же товар не был застрахован и в момент утраты связанные с товаром риски несла белорусская сторона, правовые последствия применительно к вопросу о необходимости возврата в Республику Беларусь уплаченных денежных средств будут различаться в зависимости от того, что произошло с товаром: он был уничтожен, конфискован или похищен.
При применении во внешнеторговом договоре условий поставки, определенных Инкотермс 2010 (публикация МТП № 715Е), наибольшим бременем для импортера станет базис поставки EXW – франкозавод (место отгрузки), когда продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке после предоставления товара в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте.
В этом случае продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку. Все расходы и риски по перевозке товара от предприятия продавца к месту назначения несет покупатель.
При использовании других базисов, как правило, риски, связанные с доставкой товаров в Республику Беларусь, несет перевозчик либо продавец.
Если продавец считается выполнившим свои обязательства, а ответственность за утрату товара несет перевозчик, для белорусского импортера актуальным остается вопрос получения товара или компенсации его стоимости перевозчиком. Очевидно, что оперативное получение денежных средств от перевозчика будет затруднительным.
С точки зрения договорных отношений между продавцом и белорусским импортером, если в то время, когда риски несла белорусская сторона, товар был утрачен, продавец-нерезидент вправе взыскать с покупателя-резидента его стоимость, в т.ч. в судебном порядке.
2. Организация-импортер не будет привлечена к административной ответственности в случаях, указанных в примечании к ст. 11.36 КоАП.
Так, ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 11.36 и 11.37 КоАП, не применяется в подтвержденных документами случаях, если, например, в то время, когда риски несла белорусская сторона, товар уничтожен, безвозвратно утерян вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Национальное законодательство к непреодолимой силе относит чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Статья 79 Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (заключена в г. Вене 11.04.1980) оперирует таким понятием, как «препятствие вне контроля»: сторона не несет ответственности за неисполнение любого из обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий.
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о публично-правовых отношениях (обязательстве белорусского субъекта перед государством обеспечить поступление оплаченного товара), необходимо руководствоваться понятием «непреодолимая сила», данным в белорусском праве.
При наличии подтверждающих документов любое из перечисленных обстоятельств освобождает импортера от административной ответственности.
Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы может осуществлять Белорусская торгово-промышленная палата (ст. 20 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 208-З «О торгово-промышленной палате»).
Справочно: резиденты при импорте обязаны обеспечить поступление товара на территорию Республики Беларусь не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178, в редакции от 23.06.2017 № 221, действующей с 28 июня 2017 г.) |*|.
Продолжение см. в «ГБ», 2017, № 28, с. 10–14.