Резидент по внешнеторговому договору поставил нерезиденту товар. В установленные договором сроки нерезидент-покупатель товар не оплатил. Кроме того, по имеющейся информации, в отношении данного субъекта возбуждена процедура банкротства. Таким образом, резидент не сможет обеспечить поступление экспортной выручки в установленные законодательством Республики Беларусь сроки.
Будет ли он освобожден от ответственности в связи с банкротством нерезидента?
Нет, поэтому надо оформить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции.
Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме и в установленные сроки. При экспорте это необходимо сделать не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»; далее – Указ № 178).
Указом № 178 предусмотрено, что внешнеторговая операция может быть завершена путем признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) (часть пятая подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Однако следует учитывать, что процедура банкротства является, как правило, достаточно длительной. Таким образом, если суд соответствующего государства принял решение о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) по истечении 90 дней с даты отгрузки товара, то, если белорусским законодательством применительно к конкретной ситуации не предусмотрены специальные сроки завершения внешнеторговых операций, резидент может быть привлечен к ответственности. Причем даже если именно резидент-экспортер инициировал возбуждение в отношении нерезидента-покупателя процедуры банкротства, это не освободит его от ответственности за необеспечение поступления экспортной выручки.
В целях исключения подобного негативного варианта развития ситуации резиденту целесообразно еще до истечения установленного законодательством срока обратиться в Нацбанк за выдачей разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции |*|.
* Информация о получении разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: порядок получения разрешения определен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52).
Резидент-подрядчик выполнил работы для нерезидента, однако заказчик их не оплатил. По истечении 30 дней с даты оплаты, установленной договором подряда, резидент обратился в арбитраж при торгово-промышленной палате с иском о взыскании стоимости выполненных работ.
1. Необходимо ли в данном случае обращаться в Нацбанк за получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции?
Необходимо.
Если работы не оплачены нерезидентом в сроки, установленные Указом № 178, то вне зависимости от действий резидента-экспортера по истребованию оплаты от нерезидента, если эти действия не дали положительного результата в течение 90 дней с даты выполнения работ, резиденту необходимо обратиться в Нацбанк за получением соответствующего разрешения.
При этом следует иметь в виду, что резидент обязан:
– обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п. 5 Инструкции № 52);
– выполнить условия, предусмотренные п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».
Так, резидент должен обеспечить:
– наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;
– завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;
– отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;
– соблюдение требований валютного законодательства Республики Беларусь при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;
– отсутствие повторного обращения за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк.
Обязательность выполнения одного из условий, указанных выше, или совокупности этих условий определяет Нацбанк в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств |*|.
* Информация об изменениях, произошедших в первой половине 2015 г., доступна всем на портале GB.BY
Справочно: Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (Главное управление Нацбанка по области) может отказать резиденту в выдаче разрешения в случаях, определенных п. 23 Инструкции № 52.
2. Какие документы надо представить резиденту в Нацбанк, чтобы получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции?
Для получения разрешения резидент должен представить в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (Главное управление Нацбанка по области) следующие документы:
– письменное заявление произвольной формы, содержащее:
описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы);
сумму внешнеторговой операции;
запрашиваемый срок завершения внешнеторговой операции с указанием конкретной даты ее завершения;
обоснование необходимости продления срока внешнеторговой операции;
информацию об отсутствии фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;
– копию внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего факт заключения внешнеторгового договора, а также копию документа(-ов), посредством которого(-ых) оформлена внешнеторговая операция |**|;
** Существенные условия внешнеторгового договора доступны для подписчиков электронного «ГБ»
– информацию от контрагента по сделке, письменно подтверждающего невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств (при ее наличии);
– копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при их наличии);
– ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (представляется для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (Главным управлением Нацбанка по области)).
Справочно: ходатайство не представляется в отношении юридических лиц, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь, другому государственному органу и иной государственной организации, подчиненным Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси.
Резидент по внешнеторговому договору поставил товар нерезиденту. Товар оказался ненадлежащего качества. Нерезидент в соответствии с требованиями гражданского законодательства требует уменьшения покупной цены.
Не будет ли контролирующими органами получение оплаты за товар в меньшем размере рассмотрено как получение выручки не в полном объеме?
Нет при выполнении определенных условий.
Полагаем, что при соблюдении установленных законодательством требований к приемке товара, подтверждении несоответствия его качества установленным требованиям, а также при направлении соответствующего требования нерезидента стороны могут подписать соглашение об изменении стоимости товара в соответствии с требованиями законодательства.
В целях исключения риска привлечения к ответственности за необеспечение поступления экспортной выручки в полном объеме возможна организация поставок товаров нерезиденту по договору комиссии, который по своей природе предполагает согласованную сторонами цену реализации товара в зависимости от спроса и предложения на него. При реализации товара по договору комиссии нерезидент, как правило, по условиям договора обязан перечислить резиденту либо фиксированную стоимость товара, либо сумму, вырученную от его продажи, за минусом комиссионного вознаграждения.
Возможен и вариант возврата некачественного товара резиденту.
При этом следует учитывать также норму абз. 4 подп. 1.7 п. 1 Указа № 178. Так, при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров, за исключением случая заключения нового внешнеторгового договора с одним нерезидентом (новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору) с последующей реализацией не реализованных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров, отгруженных на экспорт, без их возврата на территорию Республики Беларусь.
Резидент оказывает нерезиденту услуги, связанные с размещением информации о периодических изданиях, выпускаемых нерезидентом, в белорусских подписных каталогах. При этом нерезидент в порядке предварительной оплаты перечисляет резиденту денежные средства в оплату услуг.
Обязан ли резидент в данном случае производить обязательную продажу валюты?
Обязан.
Организации, являющиеся резидентами Республики Беларусь, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» обязаны осуществлять обязательную продажу иностранной валюты:
– на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;
– в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Нацбанком.
При этом выручкой в иностранной валюте признают денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Нацбанком, поступающие юридическим лицам на их счета в банках, в т.ч. по сделкам, заключенным с нерезидентами и предусматривающим оказание услуг (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты»; далее – Указ № 452).
Перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже, определен постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» (далее – постановление № 129). В свою очередь, п. 3 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением № 129, установлено, что организации осуществляют обязательную продажу в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте.
При этом ни Указ № 452, ни постановление № 129 не предусматривают освобождение от обязательной продажи выручки |*|, о которой идет речь в вопросе.
* Информация о том, как по услугам на экспорт следует произвести обязательную продажу валюты и отразить операции в бухгалтерском и налоговом учете, доступна для подписчиков электронного «ГБ»