__________________________
* Республиканский бюджет на 2017 г. утвержден Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З.
Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития на 2017 г.**:
– рост ВВП к 2016 г. (в сопоставимых ценах) – 101,7 %;
– рост производительности труда по ВВП – 101,8 %;
– рост экспорта товаров и услуг – 103,8 %;
– индекс роста потребительских цен (инфляции) – не выше 9 %;
– сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП – 0,1 %;
– рост реальных располагаемых денежных доходов населения – 101,3 %;
– прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) – 1,4 млрд. долл. США.
__________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 03.10.2016 № 358 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год».
Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь в 2017 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности страны.
Налоговая политика |*| на 2017 г. формируется на следующих принципах:
– сохранение стабильности налоговой системы и налоговой нагрузки на реальный сектор экономики;
– оптимизация и сокращение налоговых льгот;
– формирование полной и устойчивой доходной базы бюджета.
В 2017 г. налоговая нагрузка прогнозируется на уровне 23,6 % к ВВП при ожидаемой в 2016 г. – 24,4 % к ВВП. Уменьшение налоговой нагрузки по сравнению с предыдущим годом обусловлено снижением на 0,6 процентных пункта удельного веса налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (вывозных таможенных пошлин).
Основной целью денежно-кредитной политики в 2017 г. станет снижение инфляции до 9 % (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).
В 2017 г. продолжится режим монетарного таргетирования, предусматривающий контроль над денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира монетарной политики будет использоваться широкая денежная масса, в качестве операционного – рублевая денежная база*. Прирост средней широкой денежной массы планируется на уровне 12–16 % (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).
__________________________
* Денежная база – макроэкономический индикатор, показывающий количество денежных средств, находящихся в обращении, в т.ч. наличные деньги в обороте и в кассах банков; обязательные резервы; депозиты банков и другие финансовые активы.
Предусматривается ограниченное участие Нацбанка в процессе формирования курса национальной валюты. Сохранится общая направленность процентной политики на постепенное снижение процентных ставок в экономике.
Для обеспечения макроэкономической стабильности в 2017 г. Нацбанк совместно с Правительством будет проводить мероприятия по поддержанию и наращиванию золотовалютных резервов страны, улучшению их структуры.
В 2017 г. Нацбанк продолжит работу по дедолларизации экономики и обеспечению безопасного и устойчивого функционирования банковского сектора на основе развития риск-ориентированных методов банковского надзора.
Значительное внимание в 2017 г. будет уделено стабилизации ситуации с проблемными активами банков.
Продолжится совершенствование регулирования лизинговой деятельности, в т.ч. лизинга жилых помещений.
В целях создания условий для привлечения иностранных инвестиций действия Нацбанка будут направлены на либерализацию валютных отношений и снижение нормы обязательной продажи валютной выручки.
Динамика и структура доходов бюджета
Доходы республиканского бюджета на 2017 г. определены в объеме 18 235 млн. руб. (16,7 % ВВП), или с ростом 106,1 % к 2016 г. и 109,1 % к 2015 г.
Поступление налоговых доходов по отношению к 2016 г. и 2015 г. составляет соответственно 108,4 % и 109,7 %, в т.ч. налогов на доходы и прибыль – 159 % и 112,3 %, из них налога на прибыль – 159,3 % и 112,3 %. Темпы роста налогов на товары (работы, услуги) в 2017 г. к 2016 г. предусмотрены на уровне 110,6 % и 123,7 % к 2015 г., из них НДС – 112,9 и 129,8 %, акцизов – 105,5 и 116,7 %. Динамика налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за эти годы составляет соответственно 93,6 % и 80,7 %, в т.ч. вывозных таможенных пошлин – 89,7 % и 72,2 % |*|.
Поступление неналоговых доходов в 2017 г. по отношению к 2016 г. запланировано на уровне 94,9 %, в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 105,5 %.
Темпы роста безвозмездных поступлений в 2017 г. к предыдущему году предусмотрены на уровне 107,1 %.
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета в 2017 г. занимают налоговые доходы – 76,7 % (13 981 млн. руб.), в т.ч.:
– налоги на товары (работы, услуги) – 50,9 % (9 280 млн. руб.), из них – НДС и акцизы соответственно 35,7 % (6 507 млн. руб.) и 12,4 % (2 269 млн. руб.);
– налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 17,3 % (3 161 млн. руб.), в т.ч. вывозные таможенные пошлины – 11,8 % (2 161 млн. руб.);
– налог на прибыль – 5 % (918 млн. руб.).
На долю неналоговых доходов |*| приходится 14,8 % (2 700 млн. руб.), в т.ч.:
– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, 6,2 % (1 131 млн. руб.);
– прочих неналоговых доходов – 5,7 % (1 039 млн. руб.).
Удельный вес безвозмездных поступлений составляет 8,5 % доходов бюджета, или 1 555 млн. руб.
Распределение бюджетных средств
Расходы республиканского бюджета на 2017 г. утверждены в сумме 16 739 млн. руб. (15,3 % ВВП), или 98,9 % по отношению к 2016 г. и 110 % – к 2015 г.
Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на 2017 г. занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность» (7 334 млн. руб., или 43,8 % его объема).
Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в сумме 531 млн. руб., что составляет 7,2 % ассигнований на общегосударственную деятельность.
Ассигнования по подразделу «Международная деятельность» в 2017 г. предусмотрены в объеме 302 млн. руб., в т.ч. расходы, обусловленные открытием и содержанием дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, – 166 млн. руб. На финансирование аппаратов уставных органов межгосударственной интеграции выделяется 22 млн. руб., отчисления в бюджет Союзного государства – 55 млн. руб.
На обслуживание государственного долга в 2017 г. запланировано 2 496 млн. руб., что составляет 34 % расходов на общегосударственную деятельность и 14,9 % – республиканского бюджета. Большая часть указанных средств (69 %) выделяется на обслуживание внешнего государственного долга – 1 722 млн. руб. (рост 124 % к 2016 г.), на обслуживание внутреннего государственного долга – 774 млн. руб. (109 % к 2016 г.).
На фундаментальные научные исследования предусмотрено 95 млн. руб., на прикладные исследования в области общегосударственной деятельности – 72 млн. руб., или с ростом к предыдущему году соответственно 110,3 и 116,6 %.
Резервные фонды на 2017 г. прогнозируются в объеме 161 млн. руб.
Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска из республиканского бюджета предусмотрено выделение трансфертов в объеме 3 112 млн. руб.
В 2017 г. расходы бюджета носят социально ориентированную направленность (3 888 млн. руб., или 23,2 % средств республиканского бюджета).
Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на социальную сферу занимают ассигнования на социальную политику – 1 825 млн. руб., или 10,9 % его расходов. Наибольший удельный вес в данном разделе занимают средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур, – 766 млн. руб. На помощь семьям, воспитывающим детей, приходится 458 млн. руб.; помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации потерь банкам, связанных с представлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, – 397 млн. руб.
С учетом расходов местных бюджетов бюджетные средства на социальную политику составят 2 671 млн. руб.
В 2017 г. из республиканского бюджета на образование выделяется 808 млн. руб. Большую часть этих средств предусмотрено направить на высшее и послевузовское образование (612 млн. руб., или 75,7 % их объема). На среднее специальное образование выделяется 67 млн. руб.
Справочно: расходы консолидированного бюджета 2017 г. на образование прогнозируются в сумме 5 107 млн. руб., или 109,1 % к 2016 г. Их удельный вес в ВВП составит 4,67 %.
Расходы, сформированные за счет осуществления платного обучения, составят 728 млн.руб., или более 12 % от общего их объема.
Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) в разрезе областей и г. Минска предусмотрен от 498 млн. руб. (Гродненская область) до 747 млн. руб. (г. Минск).
В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в объеме 879 млн. руб., или 5,2 % от общего размера расходов, в т.ч. 424 млн. руб. – на оказание медицинской помощи населению.
Справочно: с учетом расходов местных бюджетов ассигнования на здравоохранение в 2017 г. составят 4 443 млн. руб. (15,6 % его расходов).
Помимо этого на финансирование здравоохранения будут направлены внебюджетные средства от осуществления приносящей доходы деятельности – 458 млн. руб., или от 10,3 % бюджетного финансирования.
Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по Беларуси – 468 руб., по областям и г. Минску – 375 руб. (с дифференциацией в разрезе областей и г. Минска).
Расходы республиканского бюджета на 2017 г. по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» планируются в сумме 376 млн. руб., из них:
– 186 млн. руб. (49,5 %) – на нужды физической культуры и спорта;
– 90 млн. руб. – на нужды культуры;
– 98 млн. руб. – на нужды СМИ.
На финансирование учреждений культуры |*| также выделяется 24 млн. руб. внебюджетных средств.
С учетом местных бюджетов финансирование расходов раздела составит 971 млн. руб.
* Информация об особенностях налогообложения бюджетных организаций
На поддержку отраслей национальной экономики в 2017 г. из республиканского бюджета выделяется 2 730 млн. руб., или 16,3 % его объема, и 104,1 % к 2016 г.
Наибольшую долю в расходах бюджета на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность (720 млн. руб., или 26,4 %). Из указанных средств направляется:
– 141 млн. руб. – на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки продукции отрасли;
– 73 млн. руб. – на сохранение и расширение сельхозугодий;
– 465 млн. руб. (65 %) – на компенсацию процентов по кредитам банков.
В целом на поддержку АПК (с учетом государственной инвестиционной программы) в консолидированном бюджете запланировано 1 536 млн. руб., или 92,5 % к 2016 г.
На ведение лесного хозяйства из республиканского бюджета направляется 168 млн. руб.
Расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры в 2017 г. прогнозируются в сумме 766 млн. руб., или 113 % к 2016 г. Удельный вес ассигнований на эти отрасли составляет 4,58 % (при 4,01 % в 2016 г.). Большую часть из них (413 млн. руб., или 53,9 %) планируется на оказание господдержки организациям промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения процентов по кредитам банков.
На финансирование промышленности, строительства и архитектуры из местных бюджетов предусматривается 87 млрд. руб.
На дорожное хозяйство из республиканского бюджета в 2017 г. направляется 608 млн. руб., или с ростом 111 %. Из них 606 млн. руб. приходится на Республиканский дорожный фонд.
На топливо и энергетику запланировано 334 млн. руб. (121,3 % к уровню 2016 г.). При этом 137 млн. руб. выделяется на финансирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки для энерго- и газоснабжающих организаций Минэнерго.
В целом с учетом расходов местных бюджетов финансирование отраслей национальной экономики запланировано в сумме 4 043 млн. руб., или 103,3 % к 2016 г.
На национальную оборону в 2017 г. направляется 924 млн. руб., или 5,52 % от расходов бюджета, и 100,2 % к уровню 2016 г. Из местных бюджетов на национальную оборону прогнозируется 6 млн. руб.
На финансирование судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности в 2017 г. запланированы ассигнования в размере 1 774 млн. руб., или 10,6 % расходов республиканского бюджета и 110 % к 2016 г. При этом 37 % (673 млн. руб.) из них – на функционирование органов внутренних дел. На финансирование органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов и организаций уголовно-исполнительной системы выделяется соответственно 195 млн. руб. и 168 млн. руб., органов пограничной службы – 161 млн. руб.
Финансирование данных видов деятельности из средств местных бюджетов прогнозируется в сумме 84 млн. руб.
На охрану окружающей среды запланировано 75 млн. руб. С учетом средств местных бюджетов расходы на эти цели составят 84 млн. руб.
Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство на 2017 г. определены в сумме 13 млн. руб. Основной объем расходов приходится на местные бюджеты – 1 352 млн. руб.
Республиканский бюджет сформирован с профицитом в размере 1 496 млн. руб., или 1,37 % к ВВП.
Лимит государственного долга
На 2017 г. установлены лимиты, обеспечивающие сохранение государственного долга в пределах экономической безопасности, в частности:
– лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь – 10,1 млрд. руб.;
– лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,8 млрд. руб.;
– лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь – 17,85 млрд. долл. США;
– лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,4 млрд. долл. США.