Организация-импортер по предоплате ввозит товары из Литвы. При поставке в течение 60 дней очередной партии организация обнаружила, что часть продукции является бракованной (брак – 10 % от стоимости ввезенной партии).
Является ли внешнеторговая операция по импорту завершенной либо резидент обязан обеспечить поступление забракованной части продукции в сроки, установленные Указом № 178*?
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).
Является завершенной.
Внешнеторговой операцией является каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора, который должен быть завершен получением товаров (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178). При импорте срок завершения операции – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
Фактом, подтверждающим поступление товаров в полном объеме, является помещение товаров под таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), определенную Нацбанком для целей валютного контроля (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).
Декларация на товары является документальным подтверждением поступления товаров независимо от того, что в дальнейшем часть продукции может оказаться бракованной после ее приемки по качеству на складе импортера.
Таким образом, поскольку импортер обеспечил поступление товаров на территорию Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные законодательством, то внешнеторговая операция будет завершена в полном объеме на всю таможенную стоимость продукции.
Выявление отдельных фактов ненадлежащего исполнения обязательств сторонами после выполнения резидентом требований Указа № 178 является деятельностью, находящейся за рамками данного документа. В связи с этим урегулирование вопросов поставки бракованной продукции решается в соответствии с общегражданским законодательством.
Справочно: под таможенными процедурами для целей валютного контроля понимают таможенные процедуры, предусмотренные ст. 202 ТК ТС (всего их 17), за исключением таможенной процедуры транзита и специальной таможенной процедуры (подп. 1.3 п. 1 постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101).
Организация-экспортер осуществляет поставку товаров нерезиденту. В связи с нарушением условия договора о сроках поставки нерезидент в отношении экспортера |*| выставил пени.
* Информация о применении административной ответственности к организации, не обеспечившей поступление экспортной выручки, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Вправе ли стороны произвести зачет встречных однородных требований в рамках одного внешнеторгового договора и будут ли взаимные требования в данном случае считаться однородными?
Вправе.
Экспортная внешнеторговая операция может быть завершена путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными постановлением № 548/8* (подп. 1.7 п. 1 Указа № 178).
__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращении обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее – постановление № 548/8).
Один из таких способов – полный или частичный зачет встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении. При этом данная норма постановления не устанавливает обязательное наличие двух внешнеторговых договоров.
В части однородности требований, вытекающих из рассматриваемого экспортного договора, необходимо отметить, что:
– у экспортера возникли денежные требования к нерезиденту за поставленную продукцию;
– у нерезидента-покупателя, в свою очередь, возникли денежные требования к экспортеру по этому же договору за просрочку поставки товара.
Поскольку эти требования однородны (денежные) и вытекают из внешнеторгового договора, они могут быть зачтены в соответствии с нормами постановления № 548/8 и Указа № 178 |**|.
** Информация о том, как завершить внешнеторговую операцию путем перевода долга, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Резидент заключил экспортный внешнеторговый договор. В силу невозможности исполнения нерезидентом своих обязательств в сроки, установленные законодательством, резидент обратился в Нацбанк за получением соответствующих разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Разрешения были получены. В период действия выданных разрешений экспортером было принято решение об уступке прав требований по внешнеторговому договору за плату другому резиденту, с которым у экспортера нет никаких коммерческих отношений.
1. Правомерна ли такая уступка прав требований? Кому необходимо обеспечить надлежащее завершение экспортных внешнеторговых операций?
Уступка прав требований правомерна. Операции должен завершить новый экспортер.
Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, которые предусматривают экспорт, осуществляется только на счета экспортеров.
Также при экспорте допускается направление денежных средств нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом.
При этом новый кредитор становится экспортером в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 178 (подп. 1.8 п. 1 Указа № 178).
Таким образом, после заключения договора уступки требования между резидентами (первоначальным кредитором и новым кредитором) последний становится новым экспортером, которому необходимо соблюдать порядок и сроки завершения внешнеторговых операций, установленные Указом № 178, а также иные его требования.
2. Необходимо ли вносить изменения в действующие разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций в связи с переменой лиц в обязательстве?
Нет, если срок завершения внешнеторговой операции не превышает срок, установленный ранее полученным разрешением Нацбанка.
Порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций определен нормами Инструкции № 52*.
__________________________
* Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52).
Так, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением. В выдаваемом разрешении |*| устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции (пп. 5 и 6 Инструкции № 52).
* Информация о получении разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции доступна для подписчиков электронного «ГБ»
В рассматриваемой ситуации резидентом (первоначальный кредитор) были получены разрешения Нацбанка на продление сроков завершения внешнеторговых операций, срок действия которых на момент заключения договора уступки требования не истек. Поскольку нормами Инструкции № 52 не установлено обязательство по внесению изменений в выданное ранее разрешение в случае перемены лица со стороны экспортера, то в рассматриваемой ситуации сроки завершения внешнеторговых операций, установленные разрешениями Нацбанка, выданными первоначальному экспортеру, будут действительны и для нового экспортера.
Однако если после заключения между резидентами договора уступки требования фактический срок завершения внешнеторговых операций будет превышать срок, установленный предыдущими разрешениями Нацбанка, то обязанность в их повторном продлении переходит к новому экспортеру.
Организация согласовала с вышестоящим государственным органом срок завершения внешнеторговой операции по импортному контракту на основании подп. 1.2 п. 1 постановления № 1483/22*.
__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее – постановление № 1483/22).
Надо ли после завершения данной внешнеторговой операции представлять в вышестоящий государственный орган сведения о завершении внешнеторговой операции, аналогичные предусмотренным п. 24 Инструкции № 52?
Не надо.
Указанной нормой Инструкции № 52 определено, что резидент в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, должен направить в главное управление валютного регулирования и валютного контроля либо главное управление Нацбанка по области, выдавшее разрешение, сведения о завершении внешнеторговой операции согласно приложению 4 к Инструкции № 52.
Поскольку данным пунктом Инструкции № 52 не предусмотрена обязанность представления сведений о завершении внешнеторговых операций по согласованным вышестоящими государственными органами срокам при импорте, то представление таких сведений в орган, осуществивший соответствующее согласование, не требуется.
Организация-резидент заключила экспортный внешнеторговый договор с российским резидентом на поставку товара. Товар отгружен. Нерезидент не оплатил товар. Девяностодневный срок для завершения внешнеторговой операции истекает. Резидент намерен расторгнуть внешнеторговый договор с нерезидентом, товар не возвращать на территорию Республики Беларусь, а заключить новый договор с этим же нерезидентом на поставку товара.
Происходит ли в данном случае завершение внешнеторговой операции?
Не происходит.
При экспорте |*| внешнеторговая операция может быть завершена путем возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров, за исключением случая заключения нового внешнеторгового договора с одним нерезидентом (новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору) с последующей реализацией нереализованных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров, отгруженных на экспорт, без их возврата на территорию Республики Беларусь (подп. 1.7 п. 1 Указа № 178).
* Информация о том, как по услугам на экспорт следует произвести обязательную продажу валюты и отразить операции в бухгалтерском и налоговом учете, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Датой завершения внешнеторговой операции в таком случае будет считаться дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров нерезиденту по новому внешнеторговому договору (нерезидентам по новым внешнеторговым договорам) (подп. 1.6.1 п. 1 Указа № 178), а датой отгрузки – дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров новому нерезиденту (новым нерезидентам) (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений Указа № 178, предусматривающих последующую отгрузку товара только лишь новому нерезиденту (новым нерезидентам), завершение внешнеторговой операции при расторжении внешнеторгового договора с нерезидентом и заключении другого внешнеторгового договора с тем же нерезидентом не произойдет.