Продление сроков возможно при соблюдении определенного условия
Основания для продления сроков завершения операции определены п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ № 1483/22*. Он содержит следующие условия, при соблюдении которых Нацбанк может продлить сроки завершения внешнеторговых операций:
__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций".
1) наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;
2) завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;
3) отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства РБ в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;
4) соблюдение резидентом требований валютного законодательства РБ при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;
5) отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк.
При этом обязательность выполнения одного из данных условий определяется Нацбанком в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств.
Процедура продления регламентирована Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 (далее – постановление № 52). Названная инструкция предусматривает, что за соответствующим разрешением резидент вправе обратиться (в зависимости от сроков превышения) в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка либо главное управление Нацбанка по области. Перечень документов, предоставляемых в таких случаях, изложен в приложении 3 к постановлению № 52.
Для изъятия товара нужно заключить новый договор
Если речь идет об экспорте, а 90 дней подходят к концу, Указ № 178 (подп. 1.6.1, 1.7 п. 1) дает следующую подсказку: товар может быть изъят у первого нерезидента и перепродан второму (или нескольким нерезидентам) на основании нового внешнеторгового договора (договоров). При этом изменения, внесенные в Указ № 178 Указом Президента РБ от 09.08.2011 № 347, дают резиденту известное послабление, поскольку при заключении нового договора с другим нерезидентом 90-дневный срок начинает исчисляться заново.
Впрочем, так просто "изъять" товар у неплатежеспособного нерезидента нельзя. Для этого должны соблюдаться следующие условия:
1) прекращение первого внешнеторгового договора и заключение нового.
Прекращение может быть достигнуто как через расторжение договора (оформляется, как правило, путем дополнительного соглашения к первому), так и путем различных оговорок, включенных в первый договор уже в момент его заключения. Например, первый договор заключают под отменительным условием (п. 2 ст. 158 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК), в качестве которого выступает неоплата товара в течение установленного срока, либо в договор включают оговорку о сохранении права собственности на товар за продавцом до полной его оплаты (ст. 461 ГК). Могут использоваться и иные договорные инструменты;
2) товар физически может быть изъят.
Это условие может быть соблюдено не всегда. Например, если нерезидент является посредником, уже перепродавшим товар, изъятие невозможно. То же самое касается случаев, когда экспортированный товар является принадлежностью главной вещи (ст. 135 ГК), например комплектующей для машины, что делает как юридически, так и фактически невозможным последующий демонтаж и изъятие.
Возможна замена на неденежную форму прекращения обязательств
Если нерезидент неплатежеспособен, то могут быть использованы различные неденежные способы, завершающие внешнеторговую операцию в соответствии с Указом № 178 и постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 "О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга", в частности:
1) резидент вправе уступить право требования другому резиденту;
2) неплатежеспособный нерезидент переводит долг на нового должника-нерезидента;
3) при наличии встречной кредиторской задолженности между резидентом и нерезидентом производится взаимозачет;
4) новация (поставленный по договору купли-продажи товар путем заключения нового договора считается переданным в лизинг);
5) отступное (вместо оплаты в денежной форме нерезидент в счет погашения долга передает, например, основное средство).
Но необходимо учитывать, что только в случаях, указанных в пп. 3–5, происходит завершение внешнеторговой операции в смысле Указа № 178. В случае, указанном в п. 1, первый резидент выбывает из обязательства (больше не несет ответственности за завершение внешнеторговой операции в установленный срок), но его место занимает второй. Случай, описанный в п. 2, с точки зрения белорусского внешнеторгового законодательства вообще индифферентен, и единственным преимуществом его использования является замена контрагента на более финансово состоятельную сторону.
Факторинг – способ завершения внешнеторговой операции
Поступление денежных средств от банка-фактора (за вычетом дисконта) завершает внешнеторговую операцию в смысле подп. 1.7 п. 1 Указа № 178. Причем договор факторинга может быть заключен резидентом как с банком-резидентом, так и банком-нерезидентом. Впрочем, такая ситуация является, скорее, гипотетической, поскольку банки очень неохотно берутся работать с проблемной задолженностью.
Платеж может быть осуществлен резидентом в белорусских рублях
Возможна ситуация, когда некий резидент Б (допустим, дебитор нерезидента С или Д) осуществляет платеж резиденту А в белорусских рублях по первоначальному экспортному контракту за нерезидента С. Право на использование подобной схемы содержится в подп. 1.3 п. 1 Указа № 178, а также подп. 1.2.2 п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций". Причем допускается, чтобы изначально такой внешнеторговый договор был заключен в иностранной валюте и лишь затем (специально для использования рассматриваемой схемы) путем дополнительного соглашения валюта платежа была изменена на белорусские рубли. Такое изменение по экспортно-импортным операциям допускается согласно п. 7 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72).
Основания для платежа могут быть различные, но самое распространенное – наличие у резидента Б задолженности по ранее заключенному внешнеторговому договору (см. схему на с. 88). В таком случае нарушения внешнеторгового законодательства в действиях резидента – плательщика Б не будет, так как он вначале получил товар от нерезидента. Следовательно, такая операция не является внешнеторговой в смысле Указа № 178.
1. Поставка товара резидентом А нерезиденту С.
2. Поставка товара нерезидентом Д (С) резиденту Б.
3. Оплата белорусскими рублями резидентом Б резиденту А.
Возможны другие варианты…
Среди них можно назвать обычный возврат товара, завершающий внешнеторговую операцию в смысле подп. 1.7 Указа № 178. Естественно, чтобы возвратить товар, должны быть соблюдены все условия, о которых речь шла выше применительно к изъятию товара и передаче его другому нерезиденту.
К числу рискованных может быть отнесена схема с расторжением внешнеторгового договора купли-продажи и заменой его на договор займа между теми же сторонами. Такую сделку можно трактовать как новацию (иной предмет и способ исполнения), но проблемным является то, что белорусский Гражданский кодекс (в отличие от Гражданского кодекса РФ*) нигде не упоминает новацию долга в заемное обязательство. Кроме того, заключение такого договора займа потребует согласия Нацбанка вне зависимости от сроков (подп. 18.6 Правил № 72).
__________________________
* Ст. 818 Гражданского кодекса РФ.
Наконец, завершают внешнеторговую операцию события, не зависящие от воли сторон, которые перечислены в части пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178:
1) признание нерезидента банкротом либо исключение его из государственного реестра организаций в стране регистрации;
2) конфискация уполномоченными органами у одной из сторон товара. При наличии подобных обстоятельств административная ответственность к резиденту-экспортеру не применяется.
В остальных случаях за превышение сроков завершения внешнеторговых операций согласно ст. 11.37 Кодекса РБ об административных правонарушениях к юридическому лицу может быть применен штраф в размере до 2 % не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг).