____________________
* Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 «Об утверждении Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляющих деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – постановление № 494, Инструкция соответственно).
** Закон Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З внес дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 376-З и Закон № 165-З соответственно).
*** Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 15.12.2014 № 771 «Об утверждении Типовых правил внутреннего контроля для лизинговых организаций».
**** Данный срок определен письмом Нацбанка Республики Беларусь от 02.11.2016 № 21-17/196 «О принятии постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 сентября 2016 г. № 482 и от 19 сентября 2016 г. № 494».
Организаций, обязанных контролировать финансовые операции в целях предотвращения легализации преступных доходов, стало больше
Внутренний контроль – это совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции (далее – правила внутреннего контроля).
Инструкция определила:
1) требования к правилам внутреннего контроля;
2) организации, которые должны их соблюдать:
– лизинговые организации;
– микрофинансовые организации, в т.ч. ломбарды, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов;
– форекс-компании;
– Национальный форекс-центр;
– банки и небанковские кредитно-финансовые организации, осуществляющие деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее – организации, осуществляющие финансовые операции).
До принятия постановления № 494 обязанность ведения правил внутреннего контроля возлагалась только на лизинговые организации.
Требования к правилам внутреннего контроля
Инструкция устанавливает:
– четкое распределение обязанностей работников организации, а также требования к квалификации и подготовке работников организации;
– конкретный перечень должностных лиц, ответственных за выполнение в организации правил внутреннего контроля (это руководитель организации либо его заместитель);
– обязанность ведения внутреннего контроля работниками организации на всех стадиях совершения финансовой операции и подразделение его на предварительный, текущий и последующий;
– квалификационные требования к назначению ответственных должностных лиц организации, осуществляющей финансовые операции.
С учетом того что ключевые звенья в системе внутреннего контроля – ответственные должностные лица, они должны иметь либо:
– высшее образование и опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах (организациях) не менее 6 месяцев;
– опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах или организациях не менее 1 года – при отсутствии высшего образования (п. 40 Инструкции).
Документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю, осуществляется в соответствии с п. 8 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2014 № 1249.
При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения, работник организации, осуществляющей финансовые операции, составляет сообщение в электронном виде либо на бумажном носителе, содержащее сведения об осуществляемой финансовой операции. Сообщение, а также необходимые документы по финансовой операции передаются ответственному должностному лицу организации, осуществляющей финансовые операции (п. 34 Инструкции).
Лицо, составившее сообщение согласно п. 34 Инструкции, не назначается ответственным за соблюдение порядка заполнения специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю.
Управление риском
Организации, осуществляющие финансовые операции, проводят внутренний контроль по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с целью минимизации рисков |*|.
Риск работы с клиентом организациями, осуществляющими финансовые операции, оценивается по шкале, состоящей не менее чем из 2 степеней риска (низкая и высокая).
Для оценки риска работы с клиентом организации, осуществляющие финансовые операции, используют трехвекторную модель распределения рисков.
Для присвоения итоговой степени риска работы с клиентом организации, осуществляющие финансовые операции, должны руководствоваться матрицей присвоения работе с клиентом итоговой степени риска согласно приложению 1 к Инструкции. Итоговая степень риска с обоснованием ее присвоения указывается в разделе анкеты клиента «Служебная информация».
В целях ограничения (снижения) риска работы с клиентом Инструкцией установлены расширенные меры внутреннего контроля, которые может применять организация, осуществляющая финансовые операции.
Идентификация клиентов и анкетирование
Для организаций, осуществляющих финансовые операции, при проведении идентификации клиентов предусмотрено использование анкетирования. Анкету клиента заполняет работник организации, осуществляющей финансовые операции.
В зависимости от присвоенной работе с клиентом степени риска анкета может быть стандартной или расширенной формы. Анкета клиента заполняется на бумажном носителе или в электронном виде.
Инструкцией установлен обязательный для заполнения раздел в анкете клиента «Служебная информация».
Справочно: за нарушение порядка анкетирования предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 11.72 «Невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Для форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляющих деятельность на внебиржевом рынке Форекс, при идентификации физических лиц предусмотрена процедура удаленной идентификации (web-ID). Данная процедура осуществляется посредством установления видеосвязи с клиентом в Интернете, в процессе которой клиенту необходимо держать документ, удостоверяющий личность, перед веб-камерой для подтверждения достоверности представленных ранее сведений и осуществления сравнения лица клиента с фотографией, размещенной в документе, удостоверяющем личность (п. 16 Инструкции).
Справочно: эта форма идентификации была запущена в банках Германии в октябре 2014 г. Через web-ID можно открыть счет из любой страны, но в настоящее время для этого нужно иметь немецкий паспорт или загранпаспорт. Позже, возможно, будет разрешено использование документов, удостоверяющих личность, других государств.
С распространением доступа в Интернет физические лица получили возможность совершать видеозвонки с использованием стационарных компьютеров и мобильных устройств. Эту технологию начинают задействовать и для проведения надлежащей проверки клиента.
В 2014 г. Министерство финансов Германии обозначило свою позицию относительно понятия «личное присутствие». Согласно позиции министерства, при идентификации клиента посредством видеосвязи клиент может считаться присутствующим лично при соблюдении определенных условий:
– клиент должен продемонстрировать лицевую и оборотную сторону удостоверения личности (в Германии используются ID-карты);
– в ходе видеоидентификации должен поддерживаться визуальный контакт, клиент должен отвечать на вопросы представителя финансового учреждения. Клиенту дополнительно направляется одноразовый пароль по альтернативному каналу связи (например, в форме SMS-сообщения).
В силу близости правовых систем аналогичные требования предъявляются к видеоидентификации в Швейцарии, Испании.
Во всех перечисленных случаях видеоидентификация приравнивается к полной идентификации как при личном присутствии клиента.
Форекс-компания в правилах внутреннего контроля должна определить порядок идентификации клиентов при их личном присутствии и (или) порядок удаленной идентификации клиентов с соблюдением установленных законодательством требований |*|.
Замораживание средств и блокирование финансовых операций
В гл. 5 Инструкции конкретизированы меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций в случаях, определенных ст. 91 Закона № 376-З |**| (ст. 16 Закона № 165-З).
** Комментарий к Закону № 376-З
Инструкцией установлена обязанность организации, осуществляющей финансовые операции, при идентификации нового клиента при заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или в форме публичной оферты (соглашения) (для форекс-компаний) проводить проверку нахождения таких клиентов в перечне организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности (далее – перечень). Указанный перечень размещен на сайте КГБ в разделе «Контртеррористическая деятельность».
Организации, осуществляющие финансовые операции, не реже 1 раза в 3 месяца должны проверять наличие среди своих клиентов юридических лиц, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в перечень. При выявлении таких клиентов они должны заблокировать их операции и (или) незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня выявления, заморозить их средства.
Для лизинговых организаций средства по действующим договорам финансовой аренды (лизинга) замораживаются также путем наложения запрета на пользование имуществом, переданным лизингополучателю в качестве предмета лизинга.
Для коммерческих микрофинансовых организаций (ломбардов) средства по действующим договорам микрозайма замораживаются также путем отказа в возврате движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования и переданного в залог коммерческой микрофинансовой организации, и запрета на пользование денежными средствами, переданными клиенту.
Для некоммерческих микрофинансовых организаций средства по действующим договорам займа (микрозайма) замораживаются также путем наложения запрета на пользование денежными средствами, переданными клиенту.
Запрет на пользование средствами налагается путем направления лизинговой, микрофинансовой организацией, в т.ч. ломбардом, письма клиенту без указания причины замораживания этих средств.
Выявление финансовых операций, подлежащих особому контролю
Для организаций, подпадающих под действие постановления № 494, Инструкцией с учетом международного опыта определены:
– критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций (пп. 31–33);
– порядок действий при выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения.
При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения, работник организации, осуществляющей финансовые операции, должен составить сообщение произвольной формы (организация разрабатывает самостоятельно).
Финансовые операции, подлежащие особому контролю |*|, регистрируются в специальном формуляре в порядке, установленном законодательством (п. 36 Инструкции).
* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль
Справочно: лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга (часть первая ст. 6 Закона № 165-З).
Нацбанк довел технологию представления специальных формуляров в виде электронного документа в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля (далее – ДФМ) через систему передачи финансовой информации Нацбанка Республики Беларусь (если организация, осуществляющая финансовые операции, не предусмотрела иной механизм представления специальных формуляров в виде электронного документа). Указанную информацию можно найти на сайте Нацбанка в разделе «Законодательство».
За несоблюдение требований Закона № 165-З о представлении специального формуляра в ДФМ в виде электронного документа предусмотрена административная ответственность по ст. 23.20 «Нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» КоАП.
Квалификация работников и их подготовка
Квалификационные требования к ответственным должностным лицам организаций, осуществляющих финансовые операции, установлены п. 40 Инструкции. Аналогичные требования содержатся в положении Центробанка Российской Федерации от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В гл. 7 Инструкции установлен порядок проведения обучения работников и проверки их знаний.
Определены случаи проведения вводного (первичного), планового и внепланового инструктажей работников таких организаций.