Запомните 4 правила
При представлении отчетности по налогу на прибыль в 2015 г. следует проанализировать свои операции на возможность применения установленных законодательством налоговых льгот.
Применяя ту или иную льготу, помните несколько важных моментов:
1) налоговые льготы могут быть использованы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований;
2) неиспользованные льготы могут быть использованы при наличии в совокупности следующих условий:
– плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льготы;
– налоговое обязательство по налогу возникло в период действия правовых оснований для использования льготы;
– не истекло 3 года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льготы, если иное не установлено НК;
3) использование налоговых льгот является правом, а не обязанностью, в связи с чем плательщик может не использовать льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на 1 или несколько налоговых периодов, если иное не установлено НК;
4) во время проведения налоговой проверки можно использовать ранее не использованные льготы при соблюдении условий, указанных выше (в п. 2), и при представлении документов, подтверждающих право наних.
Важно! С 1 января 2012 г. исключена обязанность плательщиков вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы. В то же время налоговый орган вправе истребовать указанные документы, а также получать дополнительные сведения и пояснения по исчислению и уплате налогов.
Применение любой льготы должно быть обосновано и подтверждено документально. При отсутствии документов, подтверждающих право на налоговые льготы, налоговый орган в установленном порядке начисляет к доплате соответствующие налоги |*|.
* Информация о порядке применения льгот по налогу на прибыль, установленных актами Президента, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Разъясним наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при применении отдельных льгот по налогу на прибыль, а также определим основные документы, которые служат подтверждением их применения.
Освобождается от налога на прибыль…
1. Прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1ст. 140 НК):
– организациям для строительства и (или) реконструкции объектов физкультурно-спортивного назначения (новация 2015 г.);
– бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта;
– религиозным организациям;
– учреждениям социального обслуживания;
– общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих", "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников", "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам", Белорусскому детскому фонду, Белорусскому детскому хоспису (новации 2015 г.), Белорусскому общественному объединению ветеранов, Белорусскому общественному объединению стомированных, а также унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения |*|.
* Материал о том, как не допустить ошибок при предоставлении спонсорской помощи, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Данную льготу применяют также в случае использования прибыли организации на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.
Как видим, с 2015 г. для применения льготы при оказании спонсорской помощи для строительства и (или) реконструкции объектов физкультурно-спортивного назначения не имеет значения, каким организациям данную помощь оказывают. Значение имеет целевое использование данных средств: на строительство и (или) реконструкцию объектов физкультурно-спортивного назначения.
Организации здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта относят к бюджетным организациям при соблюдении условий, установленных ст. 16 НК:
– они должны быть созданы (образованы) Президентом, государственными органами, в т.ч. местными исполнительными и распорядительными органами, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией;
– основная цель их создания (образования) – осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
– финансирование таких организаций осуществляется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Важно! К бюджетным организациям не относятся организации, получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов, а также получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.
Для организаций, оказывающих спонсорскую помощь бюджетным организациям здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, для подтверждения права на применение льготы по налогу на прибыль следует истребовать от таких организаций информационное письмо, в котором бы подтверждалось их отнесение к бюджетным организациям.
Важно! До 2015 г. при оказании спонсорской помощи организациям социального обеспечения льготу применяли в случае, если такие организации признавались бюджетными. С 2015 г. льготу применяют в отношении всех учреждений социального обслуживания.
Что касается организаций физкультуры и спорта, то льготу применяют в случаях оказания спонсорской помощи, не подпадающих под действие Указа Президента РБ от 15.04.2013 № 191 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" (далее – Указ № 191).
Справочно: суммы денежных средств, переданные спортивным организациям по перечню согласно приложению 1 к Указу № 191, в т.ч. направленные на оплату товаров (работ, услуг) для таких организаций по договорам о переводе долга, расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг (выполнением работ) и (или) безвозмездной передачей имущества, в т.ч. имущественных прав, включаются у спонсоров в состав внереализационных расходов для целей налогообложения (подп. 1.1 п. 1 Указа № 191).
В отношении оказания спонсорской помощи организациям культуры следует отметить, что нормы Указа Президента РБ от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" предоставляют возможность применить льготу по налогу на прибыль вотношении прибыли в размере не более 10 % валовой прибыли, безвозмездно переданной в установленном законодательством порядке зарегистрированным на территории Республики Беларусь организациям культуры, независимо от того, являются такие организации бюджетными или нет.
Как подтвердить льготу?
Для подтверждения права на применение льготы по налогу на прибыль при оказании спонсорской помощи организациям культуры следует истребовать от таких организаций информационное письмо, в котором бы подтверждалось их отнесение к организациям культуры.
Основным документом для подтверждения льготы является договор на оказание спонсорской помощи. Перечень иных документов, помимо названных выше (информационного письма и договора), зависит от того, как осуществляется спонсорская помощь.
Так, при переводе денежных средств на счета получателей помощи может быть представлено также платежное поручение, подтверждающее перевод денег на счет получателя помощи.
При перечислении денежных средств на счета сторонних организаций в порядке оплаты за полученные от них получателями помощи товары (работы, услуги) следует представить:
– договоры, согласно которым обязательства по оплате товаров (работ, услуг) переходят к спонсору (договор перевода долга, договор в пользу третьего лица);
– платежное поручение, подтверждающее перечисление денег на счет сторонней организации.
При передаче получателям помощи приобретенных для них у сторонних организаций товаров (имущества) либо продукции собственного производства льготу подтверждают товарно-транспортные или товарные накладные, акты о приеме-передаче объектов основных средств.
При выполнении (оказании) для получателей помощи работ (услуг) непосредственно самой организацией необходимо представить акт выполненных работ (оказанных услуг).
2. Валовая прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если средняя численность инвалидов в них в среднем за период с начала года по отчетный период включительно составляет не менее 50 % от средней численности работников в этот же период (подп. 1.5 п. 1 ст. 140 НК).
Сразу отметим, что указанную льготу не применяют в части прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности.
Справочно: в 2015 г. дано определение торгово-закупочной деятельности. Это деятельность, в основе которой лежат отношения по продаже приобретенных товаров.
Численность инвалидов организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяют в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные ее обособленные подразделения, путем суммирования средней численности инвалидов за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев, за которые определена средняя численность инвалидов.
При этом среднюю численность инвалидов за каждый месяц определяют в порядке, установленном п. 9 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания № 92).
Справочно: организации вправе учитывать внешних совместителей в порядке, установленном для определения списочной численности п. 9 Указаний № 92, как целые единицы либо в порядке, установленном подп. 10.4 п. 10 Указаний № 92, т.е. пропорционально отработанному времени (письмо МНС РБ от 09.03.2011 № 2-2-14/10108 "О налогообложении").
Как подтвердить льготу?
Для подтверждения льготы плательщик представляет расчет списочной численности организации с указанием количества инвалидов. Указанный расчет производят с использованием первичных документов по учету труда и его оплаты: табелей учета рабочего времени, приказов о приеме, переводе работников на другую работу, предоставлении отпуска по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, прекращении трудовых договоров, гражданско-правовых договоров.
Работники налоговых органов могут также проверить (истребовать) наличие документов, подтверждающих инвалидность конкретных работников. Следовательно, у плательщика, применяющего эту льготу, должны быть индивидуальные программы реабилитации инвалидов (ИПРИ), выдаваемые медико-реабилитационной экспертной комиссией.
Важно! Представление инвалидами ИПРИ при заключении трудового договора является обязательным (ст. 26 Трудового кодекса РБ).
3. Прибыль организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства (подп. 1.6 п. 1 ст. 140 НК)
Данная льгота применяется по признаку вида деятельности и распространяется только на производителей указанных видов сельскохозяйственной продукции. Организации, осуществляющие несколько видов деятельности, для применения льготы должны вести раздельный учет по каждому виду деятельности.
Важно! С 2015 г. установлено, что у организаций, осуществляющих выращивание животных, к продукции животноводства также относится непереработанная пищевая продукция животного происхождения.
Справочно: к продукции животноводства относятся животные живые, птица, молоко и яйца (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2007 № 36).
Непереработанная пищевая продукция животного происхождения – не прошедшие переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры.
Переработка (обработка) – это тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов (ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880).
Как подтвердить льготу?
Необходимо представить документ о подтверждении осуществляемого вида деятельности, а также документы, сопровождающие процесс производства соответствующей продукции.
4. Прибыль организаций, полученная от реализации произведенных ими продуктов детского питания (подп. 1.7 п. 1 ст. 140 НК)
Чтобы понять произошедшие изменения в этой льготе, приведем сравнение норм НК в 2014 и 2015 гг.
При применении льготы следует учитывать, что воспользоваться ею могут только те организации, которые производят данную продукцию, в т.ч. с привлечением сторонних организаций. Те организации, которые выполняют работы по переработке сырья (материалов) и производству из него продуктов детского питания с последующей передачей данных продуктов в собственность заказчика, не вправе воспользоваться данной льготой.
Сказанное вытекает из норм гражданского законодательства. Так, договор на переработку давальческого сырья является разновидностью договора подряда. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику (п. 1 ст. 656, пп. 1, 2 ст. 657 Гражданского кодекса РБ).
Как подтвердить льготу?
Нужно представить первичные документы, сопровождающие процесс производства продуктов детского питания.