16 июня 2016 г. состоялся круглый стол на тему «Государственно-частное партнерство в Беларуси» (проект «Учет электронных счетов-фактур»). В качестве экспертов выступили представители МНС, ООО «Хьюман Систем», официального партнера «1С», а также разработчики АИС «Учет электронных счетов-фактур». Предлагаем нашим читателям ознакомиться с информацией, прозвучавшей на этой встрече.
Переходим к цифровой экономике
Эксперты сходятся во мнении, что внедрение автоматизированной электронной системы управления налоговыми документами является естественным и логичным шагом при переходе к цифровой экономике.
«Переход к единому цифровому рынку – главная тема, которая обсуждается мировыми экспертами в этом году. Мы анализируем ситуации на разных рынках, изучаем опыт наших соседей. Введение ЭСЧФ поможет повысить прозрачность финансовой отчетности, минимизировать риск сокрытия налогов. Плательщикам новая система даст возможность проверки и корректного отражения показателей в налоговых документах, предупреждения в режиме реального времени о контрагентах, осуществляющих деятельность с повышенным предпринимательским риском. Нововведения позволят снизить число ошибок и избежать привлечения к ответственности. Добросовестные плательщики, у которых не будут выявляться нарушения, смогут избежать дополнительных проверок по уплате НДС», – сказала Светлана Новикова, начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС Республики Беларусь.
Она добавила, что подобные системы действуют уже более чем в 50 странах мира. Так, электронный документооборот при взимании НДС с использованием ЭСЧФ используется в странах Европейского союза с 2004 г., Азербайджане – с 2010 г., России – с 2012 г., Казахстане – с июля 2014 г.
При этом Казахстан с 2017 г. собирается перейти на обязательный электронный документооборот, как и в Беларуси.
1 июля в Беларуси начнет работу система учета ЭСЧФ
С 1 июля 2016 г. по инициативе МНС внедряется автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур». Нововведение регламентировано Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». Изменения коснутся более 130 тысяч плательщиков НДС в Беларуси.
Информационная система «Учет счетов-фактур» разработана в виде единого портала и представляет собой программно-технический комплекс, который позволит белорусским плательщикам значительно упростить процесс выставления и получения налоговых счетов-фактур в электронном виде.
Единый портал ускорит процесс обмена ЭСЧФ между контрагентами, а также обеспечит прозрачность в налоговом администрировании НДС. Подобные позитивные изменения позволят качественно упростить процесс организации документооборота предприятия и свести к минимуму вероятность ошибки плательщика.
В ходе исследования консалтинговой компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC) представители бизнеса 27 стран Евросоюза назвали главным преимуществом такой системы осуществление полного комплекса электронного взаимодействия в цепи поставок товаров и услуг и, как следствие, повышение эффективности бизнеса. Кроме того, респонденты отметили сокращение издержек компании, ускорение оплаты контрагентами и сокращение числа споров.
В Беларуси разработчиком системы учета ЭСЧФ выступила компания beCloud (СООО «Белорусские облачные технологии»). Белорусская система основывается на технологии облачных вычислений и размещена на базе Республиканского центра обработки данных, построенного облачным оператором.
«До официального запуска решение, созданное beCloud, прошло стадию опытной эксплуатации. С 1 февраля систему «испытывали на прочность» более 10 тысяч организаций различной формы собственности и размеров. Мы смогли выявить и исправить «узкие места» в работе портала, усовершенствовать его работу, чтобы к 1 июля абсолютно все плательщики НДС смогли пользоваться автоматизированной системой в рабочем режиме», – отметил Антон Кунцевич, руководитель проекта АИС «Учет счетов-фактур» СООО «Белорусские облачные технологии».
Журнал «Главный Бухгалтер», надеемся, тоже поспособствовал этому процессу, неоднократно обращаясь к бухгалтерам с предложением подключиться к системе и пройти тестирование. Такое же пожелание на встрече озвучил и Сергей Шкут, начальник отдела информационно-разъяснительной работы МНС Республики Беларусь.
Автоматизированная система размещена на официальном портале www.vat.gov.by. Плательщик сможет зарегистрироваться в личном кабинете, сверить необходимую документацию, автоматически произвести расчеты и выявить ошибки в заполнении обязательных форм учета НДС. Портал будет доступен круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.
Авторизация каждого плательщика (пользователя) происходит с помощью личного ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП). При этом при авторизации пользователя на портале между компьютером пользователя и порталом будет устанавливаться защищенное соединение, что гарантирует полную безопасность данных.
Кроме того, разработчики программного продукта подготовили подробные видеоинструкции по работе с функционалом портала. Рекомендации о сроках предоставления отчетных документов, а также по методике оформления плательщики смогут получить, обратившись в ИМНС по месту регистрации юридического лица.
«Если у плательщика вдруг возникнут проблемы с компьютером или подключением к Интернету, он сможет прийти в налоговый орган и воспользоваться специальным организованным рабочим местом для связи с порталом», – заверила Светлана Новикова.
Помимо тестовой эксплуатации до момента запуска АИС «Учет счетов-фактур» проходит этап интеграции портала с существующими учетными (бухгалтерскими) системами. Для этого разработчиками проекта предусмотрено бесплатное приложение, позволяющее встроить бухгалтерскую систему в АИС «Учет счетов-фактур». Доработанные учетные системы позволят импортировать отчетные данные, подписывать и осуществлять обмен ЭСЧФ с порталом. В течение следующих месяцев будут вноситься изменения в ежемесячные релизы типовых конфигураций программы по мере разъяснений налоговых органов.
В процессе встречи прозвучала еще одна важная мысль. «Только легальные пользователи программ 1С и других смогут осуществить коммуникацию с порталом. С «серыми» программами у организаций возникнут сложности», – отметил Александр Адининский, заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Хьюман Систем», официального партнера «1С».
С 16 июня начал работу контакт-центр
Обратную связь обеспечит контакт-центр, созданный специально для поддержки пользователей АИС «Учет счетов-фактур». В тестовом режиме служба поддержки начала свою работу 16 июня 2016 г.
По короткому и удобному для запоминания номеру 110, а также городскому телефону +37517 287-11-10 пользователи смогут получить необходимую информацию о работе портала.
«График работы контакт-центра следующий: с 08:00 до 18:00 в рабочие дни. С 1 июля 2016 г. контакт-центр будет доступен круглосуточно 7 дней в неделю. В дальнейшем будет налажена и обратная связь с пользователями», – заверила Ольга Кузьмицкая, руководитель контакт-центра портала АИС «Учет счетов-фактур».
Материал подготовил Михаил Щербаков,
редактор журнала «Главный Бухгалтер»