Ситуация 1. Приобретены юридические услуги у российской организации
Белорусская организация приобретает у не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь российской организации юридические услуги.
Надо ли покупателю создавать ЭСЧФ?
Надо.
С 1 июля 2016 г. ЭСЧФ является обязательным электронным документом для всех плательщиков НДС, указанных в абз. 2–4 ст. 90 НК, у которых возникает объект обложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии с положениями ст. 92 НК (п. 1 ст. 1061 НК).
Это правило не распространяется на плательщиков, которые являются иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Вместе с тем создание плательщиком ЭСЧФ и его направление на Портал* осуществляются при реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и исчислении плательщиком НДС в соответствии с положениями ст. 92 НК (п. 8 ст. 1061 НК).
________________
* Портал электронных счетов-фактур (далее – Портал), являющийся информационным ресурсом МНС Республики Беларусь (п. 3 ст. 1061 НК). Портал расположен по адресу www.vat.gov.by.
Справочно: ЭСЧФ не создается плательщиком при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, услуг, освобождаемых от НДС в соответствии с п. 1 ст. 94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента (п. 7 ст. 1061 НК).
Разберемся, кто является плательщиком НДС в этой ситуации и есть ли освобождение от налога. Поскольку сделка совершается с российским контрагентом, рассмотрим нормы НК и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор).
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные услуги (п. 1 ст. 92 НК).
В ЕАЭС взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг |*|.
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Косвенные налоги при оказании услуг взимают в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее – Протокол).
При оказании услуг налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола (п. 28 Протокола).
В отношении юридических услуг местом их реализации признают территорию государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщик этого государства – члена ЕАЭС приобретает данные услуги (подп. 4 п. 29 Протокола).
Исходя из этого местом реализации юридических услуг признают место нахождения их покупателя, т.е. территорию Республики Беларусь.
Таким образом, при приобретении юридических услуг у российской организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, покупатель должен исчислить и уплатить НДС, так как:
– местом реализации таких услуг признают территорию Республики Беларусь;
– он не имеет права на освобождение от НДС.
Из этого следует, что белорусская организация должна создать ЭСЧФ и направить его на Портал.
Ситуация 2. Приобретение имущественных прав на селекционные достижения у российской организации
Белорусская организация приобретает у не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь российской организации имущественные права на селекционные достижения.
Надо ли покупателю создавать ЭСЧФ?
Не надо.
Для целей исчисления НДС местом реализации имущественных прав на селекционные достижения признают место нахождения покупателя, т.е. территорию Республики Беларусь.
Справочно: место реализации услуг по передаче, предоставлению, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав определяют по месту деятельности налогоплательщика, приобретающего такие услуги (подп. 4 п. 29 Протокола).
Учитывая изложенное в предыдущей ситуации и то, что положения ст. 94 и п. 2 ст. 93 НК распространяются также на обороты по реализации имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, при приобретении освобождаемых от НДС имущественных прав ЭСЧФ не создают.
Отметим, что обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на селекционные достижения освобождают от обложения НДС (подп. 1.32 п. 1 ст. 94 НК).
Таким образом, при приобретении неисключительных прав на селекционные достижения у российской организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, покупатель не должен исчислять и уплачивать НДС, так как:
– местом реализации таких прав признают территорию Республики Беларусь;
– он имеет право на освобождение от НДС.
Следовательно, белорусская организация не должна создавать ЭСЧФ.
Ситуация 3. Безвозмездная передача организации культуры культурных ценностей
Белорусская организация безвозмездно передает организации культуры культурные ценности.
Надо ли создавать ЭСЧФ?
Не надо.
Поскольку при безвозмездной передаче культурных ценностей организации культуры отсутствует объект обложения НДС, то белорусская организация не должна создавать ЭСЧФ и направлять его на Портал.
Этот вывод основан на следующем.
ЭСЧФ не создается плательщиком при реализации товаров, не признаваемых объектом обложения НДС в соответствии:
– со ст. 93 НК (за исключением случаев, предусмотренных пп. 14 и 15 ст. 1061 НК);
– и (или) нормативными правовыми актами Президента и не подлежащих отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС (п. 7 ст. 1061 НК) |*|.
* Материалы «Прямой линии» (часть вторая) на тему «Введение электронных счетов-фактур по НДС: проблемные вопросы» доступны всем на портале GB.BY
В НК безвозмездную передачу организациям культуры культурных ценностей объектом обложения НДС не признают (подп. 2.5.3 п. 2 ст. 93 НК).
Ситуация 4. Реализация продукции в Казахстан
Белорусская организация реализует продукцию в Казахстан с применением нулевой ставки НДС.
Надо ли создавать ЭСЧФ?
ЭСЧФ следует создать и направить на Портал.
ЭСЧФ создается плательщиком и направляется на Портал без необходимости его выставления покупателю товаров, если иное не установлено положениями п. 7 ст. 1061 НК, при реализации товаров иностранным организациям (п. 8 ст. 1061 НК).
В п. 7 ст. 1061 НК указаны случаи, когда ЭСЧФ не создается. Среди них отсутствует случай реализации иностранным покупателям товаров с применением нулевой ставки НДС.
Таким образом, при реализации продукции за пределы Республики Беларусь белорусская организация должна создать ЭСЧФ и направить его на Портал без необходимости выставления покупателю продукции.
Ситуация 5. Реализация физическим лицам лекарственных средств, освобожденных от НДС
Белорусская организация реализует физическим лицам лекарственные средства, которые освобождены от НДС в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК.
Надо ли создавать ЭСЧФ?
Не надо.
ЭСЧФ создается плательщиком и направляется на Портал без необходимости его выставления покупателю товаров, если иное не установлено положениями п. 7 ст. 1061 НК, при реализации товаров, обороты по реализации которых освобождены от НДС в соответствии:
– со ст. 94 НК;
– и (или) нормативными правовыми актами Президента (п. 8 ст. 1061 НК).
Согласно п. 7 ст. 1061 НК ЭСЧФ не создается плательщиком при реализации физическим лицам товаров, обороты по реализации которых освобождены от НДС в соответствии:
– с п. 1 ст. 94 НК (за исключением операций, указанных в подп. 1.37 и 1.39 п. 1 ст. 94 НК);
– и (или) нормативными правовыми актами Президента.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств освобождаются от НДС, если они:
– или включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь;
– или включены в Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь;
– либо в отношении таких товаров имеется разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, выдаваемое Минздравом Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК).
Таким образом, при реализации физическим лицам лекарственных средств, освобождаемых от НДС в соответствии с ст. 94 НК, белорусская организация не должна создавать ЭСЧФ.
Ситуация 6. Российская организация реализовала товары с привлечением белорусской организации – комиссионера
Российская организация приобрела облагаемые НДС товары на территории Республики Беларусь. Впоследствии она их реализовала с привлечением белорусской организации – комиссионера.
В каком порядке создается и выставляется ЭСЧФ?
Организация-комиссионер должна выставить ЭСЧФ покупателям товаров.
При реализации товаров на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основании договоров комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров исчисленные комиссионером в соответствии с положениями ст. 92 НК суммы НДС предъявляются им в ЭСЧФ, выставляемом покупателю на основании ЭСЧФ, направляемого на Портал в соответствии с положениями абз. 2 части четвертой п. 8 ст. 1061 НК (п. 12 ст. 1061 НК).
Справочно: создание плательщиком ЭСЧФ и его направление на Портал осуществляются при реализации товаров на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и исчислении плательщиком НДС в соответствии с положениями ст. 92 НК (абз. 2 части четвертой п. 8 ст. 1061 НК).
При реализации товаров на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п. 3 ст. 92 НК).
Следовательно, при реализации на территории Республики Беларусь товаров, принадлежащих российскому комитенту, комиссионер уплачивает НДС, создает ЭСЧФ и направляет его на Портал. На основании этого ЭСЧФ суммы НДС предъявляются комиссионером в ЭСЧФ, выставляемом покупателю |*|.
* Комментарий о введении ЭСЧФ доступен для подписчиков электронного «ГБ»