* Информация о вычетах по НДС доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Из письма в редакцию:
«Наша организация постоянно приобретает товары за пределами страны на территории ЕАЭС и ввозит их для последующей реализации на территории Республики Беларусь. При ввозе этих товаров мы исчисляем и уплачиваем НДС налоговым органам Республики Беларусь. Для приобретения товаров в Республике Казахстан привлекаются казахстанские организации, которые на условиях договоров комиссии приобретают для нас товары, а мы оплачиваем их услуги.
Руководствуясь тем, что услуги комиссионеров сопровождают процесс приобретения товаров за пределами Республики Беларусь, стоимость комиссионных услуг мы включили в состав налоговой базы для исчисления НДС в совокупности со стоимостью приобретенных товаров за пределами Республики Беларусь.
Наша организация также исчисляет и уплачивает НДС при реализации ввезенных товаров на территории Республики Беларусь. На приобретение одной из партии товаров из местного бюджета было выделено целевое безвозмездное финансирование. Эти товары затем были безвозмездно переданы бюджетной организации. НДС при ввозе указанной партии товаров из России был уплачен за счет бюджетных средств. Впоследствии сумма НДС была принята к вычету, поскольку налог был уплачен в установленные сроки.
Правильно ли поступила наша организация в рассматриваемых случаях?
Валентин Иванович, главный бухгалтер»
Включение в налоговую базу комиссионного вознаграждения
Сразу отмечу, что Ваша организация допустила ошибку, включив в налоговую базу комиссионное вознаграждение казахстанских комиссионеров за их услуги по приобретению товаров на территории Республики Казахстан.
Чтобы это доказать, нужно проанализировать нормы не только белорусского, но и международного налогового законодательства.
Так, объектами обложения НДС признают ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, с наличием которых Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), таможенное законодательство ЕАЭС, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в ЕАЭС, и (или) акты Президента связывают возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).
Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, осуществляется налоговым органом государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.
Взимание налога осуществляется по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Протокол).
Справочно: собственником товаров признают лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусмотрен договором.
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 Протокола).
Для целей уплаты НДС налоговую базу определяют на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.
Налоговую базу, отражаемую в гр. 15 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, рассчитывают с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения, если это предусмотрено законодательством государства – члена ЕАЭС (Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющиеся приложением 2 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов»).
В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь таких норм не содержится. Следовательно, белорусские организации должны определять налоговую базу по ввезенным в условиях действия ЕАЭС товарам как цену сделки, подлежащую уплате поставщику за товары.
Таким образом, в налоговую базу при исчислении НДС не следует включать суммы комиссионных вознаграждений, уплаченных казахстанским комиссионерам, в случае если стоимость этих услуг не включена в цену сделки, подлежащую уплате поставщику за товары.
Справочно: налоговую базу по товарам, ввезенным из государств – членов ЕАЭС, отражают в части II налоговой декларации (расчете) по НДС, в которой рассчитывают суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (приложение 1 к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42).
Соответственно налоговую базу для исчисления НДС следует уменьшить на стоимость этих комиссионных услуг, что приведет к уменьшению исчисленной суммы НДС. Как следствие, Вам нужно уменьшить суммы налоговых вычетов по НДС, которые отражают в стр. 15 разд. II части I декларации по НДС.
Напомню, что в части I декларации по НДС рассчитывают суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Чтобы исправить допущенную ошибку, в бухгалтерском учете организации необходимо сделать запись:
Д-т 18 – К-т 68
– методом «красное сторно» отражается сумма НДС при ввозе товаров;
Д-т 68 – К-т 18
– методом «красное сторно» отражается сумма налоговых вычетов по НДС.
Вычет НДС, уплаченного за счет бюджетного безвозмездного финансирования
Вычет НДС был произведен Вашей организацией неверно. Объясню почему.
Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, импортированным на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (п. 26 Протокола) |*|.
* Информация о ввозе товаров из государств – членов ЕАЭС и исчислении НДС доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Как видим, в данном случае международный договор делает отсылку на нормы белорусского законодательства, поскольку импортером является белорусская организация. Рассмотрим эти нормы.
Как известно, суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, подлежат вычету (подп. 2.2 п. 2 ст. 107 НК).
Справочно: суммой НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, признают сумму НДС, исчисленную и уплаченную в бюджет при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС (п. 3 ст. 107 НК).
Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров независимо от даты проведения расчетов за них либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляет плательщик (п. 6 ст. 107 НК).
Как видим из приведенных норм, вычет «ввозного» НДС, в т.ч. при приобретении товаров из государств – членов ЕАЭС, производят только после уплаты в бюджет.
В отношении товаров, ввозимых из государств – членов ЕАЭС, и уплаты НДС за счет безвозмездно полученных бюджетных средств следовало учесть, что не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы налога относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (подп. 19.3 п. 19 ст. 107 НК).
Таким образом, при уплате НДС в отношении ввезенных товаров за счет бюджетных средств, полученных безвозмездно, Ваша организация осуществила вычет этих сумм налога необоснованно.
Чтобы исправить допущенную ошибку, в бухгалтерском учете организации необходимо сделать запись:
Д-т 68 – К-т 18
– методом «красное сторно» отражается сумма налоговых вычетов по НДС;
Д-т 41, 86 – К-т 18
– отнесена сумма НДС на стоимость товаров или за счет источника целевого финансирования.
Обращаю внимание, что неуплата организацией суммы налога влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Надеюсь, мои разъяснения помогли Вам.
Искренне Ваша, Ольга Павловна