Ситуация 1. Как правильно применять повышающие коэффициенты, которые в 2015 г. дважды менялись
Районный Совет депутатов в апреле 2015 г. принял решение установить повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость 2,1. В октябре 2015 г. этот райсовет решил увеличить доходы бюджета и установил повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость 2,5. Оба решения вступили в силу после их официального опубликования |*|.
* Порядок возврата пеней, незаконно взысканных в 2015 г. по налогу на недвижимость и земельному налогу, доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Как следует применять решения райсовета при исчислении налога на недвижимость?
Коэффициент 2,1 – с 1 января 2015 г., 2,5 – с 1 января 2016 г.
При уплате налога на недвижимость организации применяют годовую ставку данного налога в размерах 1 % и 2 %.
Последняя ставка установлена для организаций:
– имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства.
Под это правило не подпадают организации, имеющие объекты сверхнормативного незавершенного строительства и завершающие строительство таких объектов в сроки, определенные Советом Министров Республики Беларусь;
– реализующих планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Советом Министров Республики Беларусь определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.
Местные Советы депутатов вправе увеличивать (уменьшать) отдельным категориям плательщиков указанные ставки налога на недвижимость, но не более чем в 2,5 раза (часть третья ст. 188 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон № 224-З)).
При этом исчисление и уплата налога на недвижимость по увеличенным (уменьшенным) ставкам производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
Однако в данном случае необходимо учитывать норму ст. 2 Закона № 224-З. Из нее следует, что в 2015 г. исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в связи с изменениями и дополнениями, внесенными этим Законом в часть третью ст. 188 НК, производятся начиная с 1 января 2015 г. Поэтому решение районного Совета депутатов, принятое в апреле 2015 г., об установлении повышающего коэффициента к ставкам налога на недвижимость 2,1, надо применять при исчислении налога на недвижимость с 1 января 2015 г. (основание – ст. 2 Закона № 224-З).
Теперь осталось определить, с какого числа применяется решение райсовета, принятое в октябре 2015 г. Кажется, ответ очевиден: это решение также следует применять с 1 января 2015 г.
Однако на практике налоговые инспекции придерживаются мнения о том, что в течение 2015 г. местные Советы депутатов имеют право воспользоваться нормами ст. 2 Закона № 224-З только 1 раз. Поэтому решение райсовета об установлении повышающего коэффициента к ставкам налога на недвижимость 2,5, принятое в октябре 2015 г., следует применять в общем порядке, установленном ст. 188 НК, – с 1 января 2016 г., т.е. с 1 января года, следующего за годом, в котором решение было принято |*|.
* Информация о том, как правильно исчислить налог на недвижимость, если павильон с установленной вывеской перемещался в течение года в разные экономико-планировочные зоны Минска, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Ситуация 2. Повышающий коэффициент принят в 2015 г.
Местный Совет депутатов в ноябре 2015 г. принял решение установить повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость 2,5. В решении райсовета указано, что оно вступает в силу с 1 января 2016 г.
С какого 1 января следует применять решение райсовета при исчислении налога на недвижимость: 2015 г. или 2016 г.?
С 1 января 2016 г.
Если принимать во внимание нормы ст. 2 Закона № 224-З, то решение райсовета должно применяться при исчислении налога на недвижимость с 1 января 2015 г. Ведь согласно указанной норме исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Законом № 224-З в часть третью ст. 188 НК, производятся начиная с 1 января 2015 г.
В то же время общий порядок применения решений местных Советов депутатов установлен ст. 188 НК. Из него следует, что исчисление и уплату налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производят с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Кроме того, местный Совет депутатов, принимая решение, руководствовался нормами ст. 188 НК, а не ст. 2 Закона № 224-З. Райсовет настаивает, что его решение должно применяться с 1 января 2016 г., о чем специально было указано в решении.
Нормативные правовые акты местных Советов депутатов вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок (часть вторая ст. 65 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон № 361-З)).
Таким образом, поскольку райсовет, принимая решение, рассчитывал, что оно вступит в силу с 1 января 2016 г., и руководствовался нормами Закона № 361-З и ст. 188 НК, то его решение, принятое в ноябре 2015 г., вступает в силу и применяется при исчислении налога на недвижимость с 1 января 2016 г.
Ситуация 3. Объект недвижимости перевели в начале года со счета 01 на счет 47
У организации имеется неиспользуемая водонапорная башня. Согласно постановлению Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161, устанавливающему нормативные сроки службы основных средств, она относится к сооружениям (шифры 20329–20331) и является объектом налогообложения. В бухучете она числится на счете 01 «Основные средства».
В связи с тем что башня не используется организацией, облисполком в 2015 и 2016 гг.:
– включил ее в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества;
– установил повышающий коэффициент (5 – в 2015 г., 10 – в 2016 г.) к ставкам налога на недвижимость |*| по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям.
* Пять готовых решений по правильному определению объекта для исчисления налога на недвижимость доступны для подписчиков электронного «ГБ»
С учетом того что в отношении башни в 2016 г. необходимо уплатить очень значительную сумму налога на недвижимость, директор организации в начале февраля текущего года издал приказ о ее продаже. Он также поручил отделу сбыта начать поиск покупателей. Бухгалтерия организации на основании приказа директора перевела в бухучете водонапорную башню со счета 01 «Основные средства» на счет 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации».
Должна ли организация уплачивать налог на недвижимость в 2016 г. по этой башне?
Должна за I квартал.
Так как на 1 января 2016 г. в бухгалтерском учете организации такая башня числилась на счете 01, то в 2016 г. она признается объектом обложения налогом на недвижимость.
Однако в связи с тем, что водонапорная башня с начала февраля 2016 г. учитывается в бухучете на счете 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации», то со II квартала 2016 г. организация не должна уплачивать по ней налог на недвижимость.
Это следует из норм:
1) Инструкции по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (далее – Инструкция).
Долгосрочный актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации при выполнении следующих условий признания:
– балансовая стоимость долгосрочного актива будет возмещена в результате его реализации;
– долгосрочный актив имеется в наличии для реализации в текущем состоянии и на условиях, обычных для реализации аналогичных активов;
– реализация долгосрочного актива имеет высокую вероятность, и ее предполагается завершить в течение 12 месяцев с даты принятия долгосрочного актива к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации.
Подтверждением высокой вероятности реализации долгосрочного актива являются:
– наличие решения руководителя организации о реализации долгосрочного актива;
– принятие мер по поиску покупателя и реализации ему долгосрочного актива по стоимости, сопоставимой с его текущей рыночной стоимостью (п. 3 Инструкции).
Долгосрочный актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации в том отчетном периоде, в котором начинают выполняться условия признания, указанные в п. 3 Инструкции.
Признание долгосрочного актива в бухгалтерском учете в качестве предназначенного для реализации прекращается в том отчетном периоде, в котором перестают выполняться условия признания, указанные в п. 3 Инструкции;
Налоговую базу налога на недвижимость организации определяют исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений) (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год. Годовую сумму налога на недвижимость исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Организации не позднее 20 марта отчетного года представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость (п. 10 ст. 189 НК).
Справочно: форма налоговой декларации по налогу на недвижимость приведена в приложении 4 к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».
Перечень случаев, когда организация вправе представить в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на недвижимость, определены пп. 6 и 7 ст. 189 НК.
Так, изменения и дополнения вносятся в декларацию по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место:
– возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость;
– выбытие либо приобретение (возникновение) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, в т.ч. объектов сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест;
– приобретение либо утрата статуса плательщика налога на недвижимость.
Отметим, что налоговые инспекции такие вопросы, как представление уточненных налоговых деклараций и пересчет налога на недвижимость в течение года, контролируют достаточно строго, поскольку считают, что все случаи представления уточненных деклараций перечислены в пп. 6 и 7 ст. 189 НК. В других случаях уточненная декларация не представляется и налог не пересчитывается.
В приведенной ситуации у организации в течение года сооружение исключается из объекта обложения налогом на недвижимость в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете. Такая ситуация в пп. 6 и 7 ст. 189 НК не предусмотрена (когда с 1 января 2016 г. вносили дополнение в подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК, то забыли внести аналогичные дополнения в пп. 6 или 7 ст. 189 НК).
Справочно: не признают у организаций объектом обложения налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и неучитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по правилам, установленным в отношении находящихся на балансе основных средств, доходных вложений в материальные активы) (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК).
Что делать в такой ситуации плательщику?
По мнению автора, плательщики имеют право представить уточненную налоговую декларацию и пересчитать налог на недвижимость в меньшую сторону, хотя это и не прописано в НК.
Тем более что в нашей ситуации водонапорная башня исключается из объекта налогообложения в феврале 2016 г. и у организации есть возможность отразить изменения в первоначальной декларации по налогу на недвижимость за 2016 г., представляемой не позднее 21 марта 2016 г. (20 марта выпадает на воскресенье).
В этой декларации организация должна исчислить налог на недвижимость по водонапорной башне за I квартал 2016 г., так как на 1 января 2016 г. это сооружение числилось на счете 01 и поэтому входило в объект обложения налогом на недвижимость. При этом к ставке налога следует применить коэффициент 10, поскольку водонапорная башня и в 2016 г. включена в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (коэффициент 2,5 в этом случае не применяется).
Справочно: областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. Такой перечень утверждается:
– ежегодно до конца ноября текущего года;
– в порядке, определенном Положением о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 № 957.
Налог на недвижимость |*| по водонапорной башне за II–IV кварталы 2016 г. исчислять не надо, так как с марта 2016 г. она не является объектом обложения налогом.
* Информация о нарушениях по налогу на недвижимость, наиболее часто допускаемых организациями, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Кроме того, организации не надо заполнять приложение 1 к декларации (сведения о размере и составе использованных льгот), поскольку в этом приложении отражаются только льготы по налогу на недвижимость, а исключение сооружений из объекта налогообложения не подпадает под льготу.
Справочно: в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков (п. 7 ст. 3 НК).