Изменились требования к порядку передачи (отчуждения) отходов
Вопросы права собственности на отходы и сделки с ними определены в ст. 3 Закона № 271-З.
Новации, внесенные в указанную статью, разделили порядок передачи (отчуждения) отходов в адрес юридических и физических лиц. Так, с 23 октября т.г. отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях последующего их использования для личного потребления (п. 31 ст. 3 Закона № 271-З).
Организации и предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, как и ранее, вправе производить отчуждение отходов |*| только в целях последующего их захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки их к использованию.
* Информация о том, когда организация признается по сделкам отчуждения строительных или офисных отходов собственником таких отходов и в каких случаях отходы становятся объектами обложения экологическим налогом, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Данное разделение связано с тем, что физические лица в случае осуществления ими деятельности по захоронению, обезвреживанию, использованию отходов и (или) подготовки их к использованию должны зарегистрировать юридическое лицо либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, в предыдущей редакции Закона № 271-З вопрос передачи отходов физическому лицу не был до конца урегулирован.
Еще одна новация – физическим лицам запрещена передача отходов, указанных в Перечне опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391.
Произошла корректировка одного из принципов обращения с отходами
Основные принципы в области обращения с отходами содержит ст. 4 Закона № 271-З. Они не претерпели значительных изменений.
Лишь в одном из них – "это приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности" – исключены слова "с учетом экономической эффективности".
В настоящее время в отношении данного принципа отсутствует однозначный порядок его применения. Поясним использование критерия "с учетом экономической эффективности" при применении указанного принципа на следующем примере: у субъекта хозяйствования образуется отход производства, для которого на территории республики зарегистрирован объект по использованию отходов. Однако поставка отходов в адрес собственника данного объекта и использование им таких отходов в конкретном рассматриваемом случае являются экономически неэффективными. Соответственно отход мог быть вывезен на захоронение.
Изменился порядок хранения отходов
Требования к порядку хранения и захоронения отходов установлены в ст. 25 Закона № 271-З.
В новой редакции Закона № 288-З утверждена уже сложившаяся практика выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов производства только территориальными органами Минприроды, но не самим министерством.
В связи с появлением понятия "подготовка отходов к использованию" установлено, что при временном хранении отходов, предназначенных для подготовки их к использованию, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для подготовки их к использованию.
С учетом того что данная норма соответствует норме, установленной для объектов по использованию отходов, по мнению автора, допустимое количество накопления отходов на объектах по подготовке отходов к использованию будет установлено в пределах годовой мощности (максимального объема подготовки к использованию) данного объекта.
Изменился порядок перевозки отходов производства
Требования к порядку перевозки |*| отходов производства установлены в ст. 26 Закона № 271-З.
* Вопросы учета, перевозки и обезвреживания медицинских отходов доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Одно из них – это необходимость оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, форма и Инструкция о порядке оформления которого утверждены постановлением Минприроды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112.
Отметим, что оформление паспорта в настоящее время не требуется при перевозке на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывоз которых осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели.
С 23 октября появилось еще одно исключение. С указанной даты сопроводительный паспорт можно будет также не оформлять в случае перевозки отходов производства, производитель которых одновременно является их собственником, получателем и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозку таких отходов. Данное нововведение будет удобно для организаций, структурные подразделения которых территориально расположены в разных регионах, и сократит документооборот в данных организациях.
Введены дополнительные нормы в отношении использования и обезвреживания отходов
В отношении использования и обезвреживания отходов установлены аналогичные требования, согласно которым осуществление данных видов деятельности с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей (далее – СОЗ), запрещается (п. 2 ст. 28 и ст. 29 Закона № 271-З).
В то же время, к примеру, такие распространенные пути использования и (или) обезвреживания отходов, как сжигание, зачастую неизбежно приводят к образованию СОЗ. При этом законодательством об охране атмосферного воздуха установлены предельные концентрации СОЗ. Например, в приложении к Инструкции о правилах и методах обезвреживания отходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 22.11.2002 № 81, установлены нормы выбросов полихлорированных дибензодиоксинов/фуранов (не более 0,1 мг/м3 ТЭ), являющихся СОЗ.
Согласно действующей редакции Закона № 271-З даже соответствие параметров выбросов СОЗ при обезвреживании отходов установленным требованиям не допускается. С целью устранения данного противоречия утверждено рассматриваемое дополнение.
Установлены дополнительные требования к проектированию и эксплуатации объектов захоронения отходов
При проектировании объектов захоронения коммунальных отходов мощностью более 30 тыс. т в год в проектной документации также должно быть предусмотрено строительство сооружений, обеспечивающих извлечение вторичных материальных ресурсов из отходов, поступающих на захоронение (п. 3 ст. 30 Закона № 271-З).
Данное требование основано на важности проведения работ по сортировке (досортировке) поступающих на захоронение коммунальных отходов |**|.
** Информация о том, что надо учесть организации при уплате экологического налога за захоронение отходов производства, доступна всем на портале GB.BY
С 1 января 2015 г. запрещается эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов мощностью свыше 1 тыс. т в год без действующих сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения (п. 9 ст. 31 Закона № 271-З).
Установлена новая периодичность инвентаризации отходов
Инвентаризация отходов теперь проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами (либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), не реже одного раза в 5 лет (ранее – не реже одного раза в год) (п. 2 ст. 35 Закона № 271-З).
Порядок проведения инвентаризации отходов производства определен Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17. Кроме того, п. 7 этой Инструкции содержит перечень случаев проведения досрочной инвентаризации. Она проводится в случаях:
– выявления новых видов отходов производства;
– изменения технологических процессов получения продукции;
– изменения перечня выпускаемой продукции;
– изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
– реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
– предписания территориальных органов Минприроды Республики Беларусь;
– иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства.
При наличии таких случаев увеличение периодичности обязательной инвентаризации является целесообразным. Это нововведение позволит сократить излишний документооборот в организации.
Термины и определения Закона № 271-З приведены в соответствие с нормами Указа № 313* и иными нормативными правовыми актами
________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Статья 1 Закона № 271-З дополнена следующими терминами и их определениями:
1) отходы упаковки – отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь для постоянного размещения.
Данный термин утвержден с целью приведения применяемых в Законе № 271-З понятий в соответствие с Указом № 313;
2) упаковка из комбинированных материалов – упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев).
Данный термин также утвержден с целью приведения применяемых в Законе № 271-З понятий в соответствие с Указом № 313 |*|.
* Требования, предъявляемые к отходам товаров и отходам упаковки, и ответственность за их неисполнение доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: введенный термин, по мнению автора, не в полной мере соответствует ТР ТС 005/2011 ("О безопасности упаковки") и значительно сужает рассматриваемое понятие, так как упаковка из комбинированных материалов не всегда имеет в своей основе бумагу и картон (в соответствии с приложением 3 к ТР ТС 005/2011 это могут быть такие сочетания материалов, как пластик/алюминий, стекло/пластик и др.). Введенный в Указе № 313 термин для целей данного Указа сужен целенаправленно, чтобы вывести из-под действия Указа № 313 упаковку из комбинированных материалов, в состав которой не входит бумага и картон. Для целей Закона № 271-З такое сужение, по мнению автора, не является целесообразным, более того, утверждение данного термина не оказывает влияния на регулирование какого-либо аспекта обращения с отходами данной упаковки.
Такая проблема существует и в отношении предыдущего термина (отходы упаковки);
3) подготовка отходов к использованию – деятельность, связанная с выполнением технологических операций, совершаемых с отходами, для обеспечения последующего использования отходов в качестве вторичного сырья.
Целесообразность утверждения подобного понятия исходила из практики обращения с отходами. Законом № 271-З утверждены в т.ч. такие механизмы (технологические операции) обращения с отходами, как их использование, обезвреживание, захоронение и хранение. В то же время перед, например, использованием отходы могут также подвергаться таким технологическим операциям, как сортировка (разделение по видам), прессование, измельчение до более мелкой фракции без доведения по показателям до требований какого-либо технического нормативного правового акта на продукцию из отходов и т.д. Совокупность подобных технологических операций объединена в рассматриваемое определение. В связи с утверждением данного термина и появлением дополнительного механизма обращения с отходами в компетенции органов государственного управления, в соответствующих нормах в отношении передачи (отчуждения), хранения отходов и иных аспектов обращения с ними, внесены соответствующие дополнения (о них мы упоминали выше).
Кроме того, по тексту Закона № 271-З словосочетание "гаражные кооперативы и иные потребительские кооперативы" заменено словосочетанием "потребительские кооперативы". Данное изменение направлено на приведение Закона № 271-З в соответствие со ст. 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Функции Совета Министров и Минжилкомхоза в области обращения с отходами расширены
Это связано с утверждением соответствующих норм в Указе № 313. Так, компетенция Совета Министров в области обращения с отходами дополнена следующими функциями:
– определение перечня товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор которых от физических лиц должны обеспечивать организации, осуществляющие розничную торговлю, и порядок их сбора;
– определение порядка и условий принятия производителями товаров, включенных в устанавливаемый Президентом Республики Беларусь перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (товары, названные в приложении к Указу № 313), обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств.
Данные функции реализованы 2 декабря 2014 г. в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь № 1123 и № 1124.
Также в рамках приведения в соответствие с Указом № 313 |*| компетенция Минжилкомхоза Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами дополнена функцией по определению перечня отходов товаров и отходов упаковки, которые могут быть обезврежены в порядке, установленном законодательством.
* Новые правила работы с отходами товаров и отходами упаковки, вступившие в силу с 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"