__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Организация получила по почте предписание от ОФР о корректировке налоговых обязательств в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, потому что покупатель ее товара включен в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере и в отношении его составлено заключение ОФР.
Какие действия может предпринять организация в такой ситуации?
В течение 20 рабочих дней уплатить налоги или представить возражения.
У организации есть 2 возможных варианта поведения в данной ситуации.
Вариант 1. Организация обязана:
– осуществить налогообложение хозяйственных операций с указанным в предписании контрагентом в порядке, определенном подп. 1.11.2 п. 1 Указа № 488 |*|.
То есть сумма, полученная организацией в качестве выручки, облагается налогом как внереализационный доход без учета ранее исчисленного и уплаченного налога на прибыль по этой операции;
– уплатить налог на прибыль и пени;
– подать уточненную декларацию (расчет) по налогу на прибыль;
– уведомить ОФР о принятых мерах и приложить подтверждающие документы (копию декларации и платежного поручения на перечисление налога и пени, акцептованного банком).
Все перечисленные действия должны быть произведены в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания ОФР.
Вариант 2. Организация вправе подать возражения на полученное предписание ОФР в течение 20 рабочих дней со дня его получения.
Справочно: днем получения предписания является дата отметки на почтовом уведомлении о вручении.
По общему правилу возражение должно быть мотивированным и обоснованным, а также подтверждаться соответствующими документами. Подача возражения на предписание ОФР влечет его недействительность (утрачивает юридическую силу).
В отношении организации будет назначена проверка либо ОФР, либо налоговым органом по месту постановки организации на налоговый учет. Срок назначения такой проверки законодательством не установлен.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО с одним учредителем) занимается поставками канцелярских товаров организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП). По состоянию на 22.06.2018 у ООО числилась задолженность по уплате налогов.
Так как у общества много дебиторов, оно подало в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов и копии договоров купли-продажи с ними. Однако решение о взыскании налогов за счет средств дебиторов было вынесено только в отношении юридических лиц.
Из-за отсутствия на банковских счетах дебиторов денежных средств ООО было привлечено к административной ответственности за неуплату налогов.
1. Почему налоговый орган не принял решение о взыскании с дебиторов – ИП?
Это не предусмотрено налоговым законодательством.
Порядок взыскания налогов за счет средств дебиторов плательщика регулирует ст. 58 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Положениями этой статьи НК не предусмотрено взыскание налогов за счет средств дебиторов – ИП.
Справочно: взыскание налогов также не предусмотрено с корреспондентских счетов, благотворительных счетов (для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте), счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов, открытых в банках дебиторам-организациям (пп. 1 и 3 ст. 58 НК).
2. Вправе ли налоговый орган привлекать ООО к административной ответственности, если список дебиторов общество представило своевременно?
Вправе.
В приведенном случае ООО было привлечено к административной ответственности не за то, что у его дебиторов отсутствовали денежные средства, а за то, что оно, по моему мнению, не выполнило условия, предусмотренные п. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП.
Разберемся с этим вопросом подробнее.
Представление налоговому органу перечня дебиторов не является исполнением ООО налогового обязательства.
В этом случае общество лишь исполнило требование подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК, которое обязывает организации не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, пеней представлять налоговому органу по месту постановки на учет перечень дебиторов и копии документов, подтверждающих наличие у них дебиторской задолженности.
При исполнении этой обязанности ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (иное обязанное лицо) – организация (п. 3 ст. 58 НК). Нарушение данного правила влечет административную ответственность по ст. 13.8 КоАП |*|.
* Новации в административной практике, в т.ч. в ст. 13.6 и 13.8 КоАП
Справочно: непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или ИП, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин (ст. 13.8 КоАП).
Теперь поговорим о привлечении ООО к административной ответственности за неуплату налогов.
Ответственность за такие правонарушения предусмотрена ст. 13.6 КоАП. Она применяется, если организациями не соблюдены положения п. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП.
Так, в случае если у организации отсутствуют денежные средства, достаточные для исполнения налогового обязательства, но организация своевременно направила поручение на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме в банк ко всем текущим (расчетным) банковским счетам, то административная ответственность, установленная ч. 1–6 ст. 13.6 КоАП, применяться не будет.
Как видим, в отношении поручения, направляемого в банк, данное примечание предусматривает 3 условия.
Так, поручение должно быть направлено:
– своевременно;
– ко всем текущим (расчетным) банковским счетам плательщика;
– на сумму налогов в полном объеме.
Очевидно, что общество не выполнило условия п. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП, что и послужило причиной для наложения штрафа за неуплату налогов.