Во время проверки в офисе организации сотрудники ИМНС стали брать находящиеся под столами, на стульях сумки, пакеты, принадлежащие работникам, и вытряхивать на стол их содержимое.
Правомерны ли действия проверяющих? И что делать в такой ситуации работникам?
Действия проверяющих неправомерны. То, что описано в вопросе, называется «личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся вещей, документов, ценностей» |*|.
Такой досмотр является исключительной формой контрольного мероприятия, которая проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства.
Данный вид контроля регулируется:
– п. 4 Положения № 510*.
__________________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).
Согласно указанной норме контролирующие (надзорные) органы, проверяющие в пределах своей компетенции вправе при проведении проверки:
• проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;
• в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
– подп. 1.61 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Налоговые органы вправе производить личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств.
До начала проведения личного досмотра плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств проверяющие обязаны были предложить досматриваемому лицу добровольно предъявить имеющиеся у него при себе вещи (в т.ч. денежные средства), документы, ценности и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.
Личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей производится:
– лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых того же пола;
– в отдельном помещении.
По результатам личного досмотра плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств составляется акт в соответствии с законодательством.
Основываясь на вышеизложенном, видим, что проверяющие нарушили процедуру личного досмотра. Они не предложили работникам организации до начала проведения личного досмотра предъявить имеющиеся у них при себе вещи, документы, денежные средства и т.д.
А потому организации или ее работникам необходимо написать жалобу на неправомерные действия проверяющих, доказывая, что изъятие проведено с нарушениями законодательства, а изъятые деньги и иные материальные ценности являются личными.
Организация осуществляет розничную торговлю в магазинах и павильонах.
В один из таких объектов зашли 2 сотрудника налоговой инспекции и, показав издалека удостоверения, стали устно требовать представить им документы на товар. Продавец позвонила в офис организации и спросила, как ей следует поступить в этой ситуации.
Юрист организации дал указание продавцу не давать документы и выехал по месту расположения торгового объекта.
Проверяющие пояснили юристу организации, что предписание есть, но они его забыли на работе.
Должна ли организация с учетом пояснений проверяющих представить им документы?
Нет, не должна.
Как следует из п. 6 Положения № 510, представители контролирующих (надзорных) органов обязаны предъявить проверяемому субъекту:
– служебное удостоверение;
– предписание на проведение проверки.
Таким образом, приходить на проведение проверки лишь с одним удостоверением незаконно. В обязательном порядке требуется еще предписание, которое выдается на каждую проверку. В предписании указываются:
– номер и дата выдачи предписания;
– основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);
– наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;
– наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);
– фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);
– исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (в отношении внеплановой тематической оперативной проверки перечень вопросов указывается в соответствии с перечнем вопросов, определенным в п. 84 Положения № 510);
– проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке). Такой период не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки;
– срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);
– иные сведения (при необходимости) (п. 24 Положения № 510) |*|.
* Первая часть «Прямой линии» с участием Онуфриевич Эллы Владимировны
Предписание не представляется, если только проводится проверка с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей. Однако приведенная ситуация не подпадает под это исключение.
Таким образом, действия сотрудников ИМНС незаконны уже с того момента, как только они, зайдя на объект, заявили, что являются проверяющими, и стали требовать представить документы для проведения проверки. А потому организация имеет законное право не давать никакие документы, а поведение сотрудников налогового органа обжаловать в установленном порядке.
Проверяющий в письменном требовании о представлении документов (их копий) не указал конкретный перечень документов, которые надо представить.
Означает ли это, что организация должна представить все документы?
Нет, не означает.
Организация должна представлять лишь те документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке. А вопросы проверки указываются в предписании о проведении проверки.
Поэтому, если, например, пришли проверять вопросы правильности исчисления НДС, а требуют представить документы, связанные с начислением и выплатой других налогов, то такое требование незаконно.
Что делать, если проверяющий все равно требует документы и грозит, что если не представим их немедленно, то директор организации будет привлечен к ответственности?
Из вопроса видно, что каждый считает себя правым. А потому каждый имеет право защищать свои и государственные интересы законным способом.
Проверяющие, считая, что организация действует (бездействует) незаконно, вправе применять меры административной ответственности:
• за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор (ст. 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП);
• воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению (ст. 23.2 КоАП);
• неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 23.4 КоАП).
У организации есть 2 способа выхода из создавшейся ситуации |*|.
* Новые правила, внесенные в порядок проведения проверок, и вступающие в силу с 1 января 2018 г.
1. Она может, не дожидаясь составления протокола об административном правонарушении, обжаловать действия проверяющих, выразившиеся в требовании представить документы, не относящиеся к предмету проверки.
– в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, либо в экономический суд (подается в течение года со дня совершения действия);
– в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу и в суд одновременно.
Жалоба на действия (бездействие) должностного лица подается в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия). Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.
Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения. Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались (гл. 9 Положения № 510, гл. 11 НК).
Важно! Обжалование действий проверяющих не лишает права проверяющих составить в отношении проверяемого субъекта (их должностных лиц) протоколы об административном правонарушении.
2. Не обжалуя действия проверяющих, представлять свои возражения против их действий при рассмотрении административного дела и при обжаловании результатов административного процесса.
Организации обязаны вести учет дебиторской задолженности, а также представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, в налоговый орган по месту постановки на учет – не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).
Организация выполняла это требование. Однако с ее расчетного счета была списана «дебиторская» задолженность, которая закрыта уже более года назад.
Что делать в такой ситуации?
В данном случае следует разобраться, кто прав. Если организация, то она вправе обжаловать решение налогового органа, если им нарушена процедура списания дебиторской задолженности.
Если же права налоговая инспекция, то организации следует подать в экономический суд по месту нахождения дебитора исковое заявление о взыскании убытков.
Приведем обоснование нашего ответа.
Одним из способов принудительного исполнения налогового обязательства является взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика. Руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение, направляемое в банк, который и списывает денежные средства с расчетного счета дебитора в бесспорном порядке.
Однако налоговый орган вправе вынести такое решение лишь при наличии определенных условий.
Прежде всего решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами.
Решение выносится на основании справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика, оформленной налоговым органом:
– на основании документов, представленных плательщиком;
– на основании документов, представленных органами Комитета госконтроля Республики Беларусь;
– по результатам мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов, по результатам проверки, проведенной налоговым или таможенным органом;
– на основании заявления плательщика об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком (иным обязанным лицом) документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика.
Справочно: форма справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика установлена постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 97.
Следовательно, если налоговым органом не соблюдены названные выше требования законодательства, то можно обжаловать решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика в установленном порядке.
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации и платежное требование подлежат отзыву не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения документов, свидетельствующих об исполнении плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства, уплате пеней. Для этого налоговый орган направляет заявление об отзыве платежного требования, которое подлежит безусловному исполнению банком.
В том случае, если налоговый орган все правильно сделал, то организация вправе подать в экономический суд по месту нахождения дебитора исковое заявление о взыскании убытков, так как ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (иное обязанное лицо) – организация (пп. 1–4 ст. 58 НК) |*|.
Окончание см.: «ГБ», 2018, № 1, с. 14.