Я – бывший директор общества с ограниченной ответственностью (ООО), которое находится в процедуре банкротства. Во время банкротства по инициативе управляющего проведена налоговая проверка деятельности ООО.
По результатам проверки составлен акт проверки, где отражен факт неуплаты обществом налогов и указано, что именно мои действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым обществом законодательства, поскольку я в том периоде был действующим директором.
Я потребовал обжаловать акт проверки и привел свои доводы. Однако управляющий отказывается обжаловать результаты проверки, поскольку считает, что все законно.
Как мне доказать, что налоги доначислены неправильно?
Необходимо обжаловать решение по акту проверки.
Чтобы доказать незаконность доначисления налогов, необходимо обжаловать решение по акту проверки.
Правом обжалования решения по акту налоговой проверки согласно ст. 85 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) обладают не только действующие представители проверяемой организации, но и ее бывшие сотрудники.
Это означает, что бывший директор ООО может обжаловать решение по акту проверки.
Решения налоговых органов могут быть обжалованы:
1) в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба на решение по акту проверки инспекции МНС:
– по району (городу, району в городе) – подается в инспекцию МНС Республики Беларусь по области, г. Минску (по территориальности) в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения;
– по области, г. Минску – в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения (ст. 87 НК).
Налоговый орган:
– обязан рассмотреть жалобу на решение проверки, объективно проанализировать результаты проверки и дать законную оценку доводам бывшего директора;
– не должен принимать во внимание мнение управляющего по делу о банкротстве ООО о том, что решение по акту проверки является законным и обоснованным;
2) в суд.
Кроме того, бывший директор ООО может обжаловать действия проверяющих в части включения в акт проверки выводов о его действиях (бездействии), приведших к доначислению налогов, путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены (порядок такого обжалования изложен в «ГБ», 2017, № 48, на с. 17).
Важно! Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения (их совершения) (ст. 86 НК).
От редакции:
Статьей 85 НК определено, что каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, в т.ч. требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если это лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.
Теперь эти положения есть и в п. 78 Положения № 510* (в редакции Указа № 376**).
_________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).
** Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376.
В акте проверки организации в разделе «Заключение» проверяющие из налоговой инспекции указали: «Нарушения налогового законодательства, отраженные в настоящем акте, допущены в результате действий (бездействия) директора». В последующем, когда будет решаться вопрос о привлечении меня к субсидиарной ответственности по долгам ООО в рамках дела о банкротстве общества, для суда такая запись о моей виновности будет иметь решающее значение и существует большая вероятность привлечения меня к ответственности.
Законны ли действия проверяющих в части того, что они меня определили в качестве виновного лица?
Законны. Такая запись предусмотрена актом проверки.
Указание в акте проверки на лицо, действия которого, по мнению проверяющих, явились причиной доначисления налогов, – это требование законодательного акта, которое является обязательным для исполнения проверяющими.
Приведем обоснование нашего ответа.
По результатам проверки должностное лицо налогового органа составляет акт или справку проверки по форме, установленной МНС (ст. 78 НК).
Форма акта (справки) выездной проверки плательщика (иного обязанного лица) – организации определена в приложении 1 к постановлению МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства».
Пункт 5 разд. III заключения акта изложен следующим образом:
Как видим, указание в акте проверки на лицо, действия которого, по мнению проверяющих, явились причиной доначисления налогов, – не прихоть специалистов налоговых органов, проводящих проверку, а требование законодательного акта.
Необходимо отметить, что в случае несогласия с выводом, указанным в акте проверки, в части того, что именно Вы виновны в доначислении налогов, у Вас есть право обжаловать такой вывод по правилам, указанным выше, так как в акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. В нем не допускается включение различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица). То есть при проведении проверки уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства (ст. 78 НК).
От редакции:
В актах проверок, проводимых иными контролирующими (надзорными) органами, нередко встречается такая формулировка: «Нарушения законодательства, отраженные в настоящем акте, допущены по вине директора (гл. бухгалтера и т.д.)».
Эта формулировка является незаконной, поскольку виновное лицо определяется судом, а не проверяющим органом.
В таких случаях должностное лицо организации вправе обжаловать решение по акту проверки и (или) действия проверяющих в части включения в акт проверки выводов о его вине.
По результатам проверки вынесено решение о взыскании с организации сумм налогов. Решение обжаловалось в экономический суд. В связи с несогласием с решением суда была подана кассационная жалоба в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, которая направила организации уведомление о дате судебного заседания по иному адресу (не по адресу госрегистрации и фактического местонахождения). Именно поэтому никто из представителей организации не явился в суд.
Что должна сделать организация для защиты своих прав?
Чтобы себя защитить, необходимо обжаловать вынесенные судебные акты.
Порядок обжалования регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК). Как следует из ситуации, по делу уже принят судебный акт – вынесено постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, а потому считается, что принятое по делу решение экономического суда вступило в законную силу.
Вступившие в законную силу судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, в Республике Беларусь могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц, указанных в ст. 301 ХПК (ст. 300 ХПК).
Таким лицами являются:
– Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь. Они могут приносить протесты на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
– заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь. Они могут приносить протесты на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Жалоба в порядке надзора может быть подана в срок не более 1 года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Датой вступления в силу решения суда считается дата вынесения постановления апелляционной инстанции экономического суда, а если решение не обжаловалось в апелляцию – по истечении 15 рабочих дней с даты вынесения решения судом первой инстанции.
Судом, рассматривающим экономические дела, надзорной инстанции является:
– в отношении судебных постановлений, принятых судами, рассматривающими экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций, – Президиум Верховного Суда Республики Беларусь;
– в отношении постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь – Пленум Верховного Суда Республики Беларусь.
Важно! Судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если будет установлено, что они существенно нарушают нормы материального и (или) процессуального права. Судебное постановление не может быть отменено по формальным основаниям (ст. 314 ХПК).
Нарушение норм процессуального права является в любом случае основанием для отмены судебного постановления, если дело рассмотрено судом, рассматривающим экономические дела, в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Если организация действительно не была надлежащим образом извещена о времени, дате проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, то есть все основания для принесения протеста по отмене постановления, вынесенного судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь.
Для этого необходимо подать жалобу в порядке надзора на имя одного из лиц, имеющих право принесения протеста (например, на имя заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председателя судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь Демидовича В.Н.), сделав в жалобе главный (а может, и единственный) акцент на допущенное судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь нарушение норм процессуального права – ненадлежащее извещение организации о времени и месте проведения судебного заседания |*|.
* Вторая часть «Прямой линии» с участием адвоката Онуфриевич Эллы Владимировны