В ходе практической экспертной конференции «Главбух-2017» тема проверок тоже не осталась без внимания. Участников конференции интересовало, как можно минимизировать возможные негативные последствия проверки и защитить интересы организации, используя законные методы и способы.
На эти и многие другие вопросы ответила Элла Владимировна Онуфриевич, которая помимо адвокатской деятельности имеет большой стаж работы в налоговых и судебных органах Республики Беларусь.
Плановая проверка должна проводиться на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (далее – предписание на проверку), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке (п. 24 Положения о проверках*).
__________________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510 и Положение о проверках).
1. Кому проверяющие должны предъявить предписание на проверку: любому работнику проверяемой организации или есть какие-то ограничения?
Есть ограничения.
Проверка считается начатой после того, как предписание о ее проведении предъявлено уполномоченному лицу, о чем проверяющие делают запись в самом предписании.
Специалистам организаций важно знать, кто же такие эти уполномоченные лица. К ним относятся:
– руководитель организации (обособленного подразделения);
– работник организации (иное лицо), уполномоченный в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемой организации (п. 2 гл. 1 Положения о проверках).
Именно им проверяющие должны предъявить для ознакомления предписание на проверку.
Полномочия таких лиц должны подтверждаться доверенностью или приказом по организации.
Рассмотрим вышеизложенное на примерах.
Пример 1. Отсутствие директора в день проверки по уважительной причине
Руководитель организации отсутствовал на работе в день начала проверки по уважительной причине (служебная командировка, болезнь, уход во внеочередной отпуск по семейным обстоятельствам и др.).
В данном случае начало проверки и совершение проверяющими любых проверочных мероприятий невозможны, если у иных работников организации отсутствуют полномочия представлять интересы организации во время проверки.
Пример 2. Уполномоченное лицо и действия проверяющих
В организации в качестве лиц, уполномоченных представлять организацию проверяющим при проведении любых проверок, приказом назначены юрист и заместитель директора по финансовым вопросам.
В день начала проверки директор и заместитель директора по финансовым вопросам находились в служебной командировке. В то же время юрист организации сообщил проверяющим о своих полномочиях и представил копию приказа.
В данном случае возможны начало проверки и совершение проверяющими любых проверочных мероприятий. Однако все мероприятия и действия проверяющих (вручение предписаний, актов, писем, требований и т.д.) должны проводиться с участием назначенного уполномоченного лица.
2. Может ли организация отказать в проведении проверки, если предписание вручено неуполномоченному лицу?
Может.
Организация вправе отказать в проведении проверки, представлении документов, в допуске на территорию при вручении предписания на проверку неуполномоченному лицу. Это возможно и при непредставлении надлежащего предписания.
Проверяющие, несмотря на протесты главного бухгалтера, вручили ему предписание на проверку.
1. Вправе ли главбух, у которого отсутствуют полномочия представлять проверяющим организацию, отказаться от ознакомления с предписанием? Что делать, если его «убеждают» это сделать путем привлечения к административной ответственности по ст. 23.2 КоАП*?
__________________________
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Отказаться вправе. Если принял к ознакомлению предписание, то надо об этом сделать соответствующую запись.
По сути, это не право, а обязанность работника организации. Неисполнение данной обязанности может обернуться для него негативными последствиями (например, выговором за превышение служебных полномочий, увольнением и т.д.), но никак не привлечением к административной ответственности по указанной статье КоАП.
Однако практика такова, что предписания на проверку зачастую вручаются неуполномоченным лицам (например, бухгалтеру, юристу, заместителю директора). Это происходит потому, что законодательство не предусматривает для проверяющих обязанность делать в предписании отметку, кому именно вручено предписание. Проверяющие могут на предписании написать, что с предписанием ознакомлен уполномоченный представитель субъекта, и начать проведение проверки. А это впоследствии затруднит возможность доказать, что как раз уполномоченное лицо и не было ознакомлено с предписанием.
Чтобы избежать подобных ситуаций, предлагаем такой выход: работнику организации, которого будут знакомить с предписанием о проведении проверки и от которого проверяющие не захотят услышать, что он не уполномоченное лицо, необходимо на предписании сделать запись: «Мне предъявлено предписание о проведении проверки, от ознакомления с которым я отказываюсь, так как я не являюсь руководителем или уполномоченным лицом. От предъявления предписания о проведении проверки уполномоченному лицу проверяющие отказываются. Дата, подпись».
Справочно: воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (ст. 23.2 КоАП).
2. Может ли работник после внесения указанных записей потребовать от проверяющих вручить ему копию предписания?
Проверяющие не обязаны вручать копию предписания. Об этом надо побеспокоиться самому работнику и попросить выдать ему копию предписания.
Наличие копии предписания важно для всех организаций, а не только для той, где предписание вручено неуполномоченному лицу. Ведь позже, в спокойной обстановке, можно внимательно изучить содержание предписания, сопоставить его с нормами Указа № 510 и Положения о проверках и сделать соответствующие выводы: законно ли пришла проверка, есть ли основания для обжалования проверки и др.
На какие моменты надо обратить внимание при ознакомлении с предписанием на проверку?
Необходимо проверить содержание предписания на предмет следующего:
– уполномоченное ли лицо подписало предписание (руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель), заверено ли оно печатью контролирующего (надзорного) органа или оформлено на фирменном бланке;
– специалисты того ли органа, который указан в предписании, пришли на проверку;
– те ли лица, которые указаны в предписании, пришли на проверку (если на проверку пришли еще и лица, не указанные в предписании, то попросить посторонних покинуть помещение. В противном случае вызвать сотрудников милиции);
– имеет ли право этот орган проводить проверку;
– указано ли основание проверки;
– законно ли это основание проверки;
– законен ли данный период;
– проводились ли ранее проверки по данным вопросам, по данным периодам;
– какие вопросы подлежат проверке;
– имеют ли право проверять по указанным вопросам.
В организацию в качестве проверяющего пришел специалист надзорного органа, который более 4 лет назад был штатным работником организации, взятой на проверку.
Вправе ли организация объявить ему отвод?
Не вправе.
Проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если он являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки.
Так как указанный проверяющий работал в проверяемой организации более 4 лет назад, то организация не вправе объявить ему отвод.
Справочно: проверяющий также не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если:
– является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;
– является близким родственником проверяемого субъекта – физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, учредителя (участника, собственника имущества, члена) или руководителя проверяемого субъекта, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций), или другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться, либо является лицом, находящимся с указанными лицами в отношениях свойства или состоящим с одним из них в браке;
– имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.
При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен проверяемым субъектом не позднее 2 рабочих дней со дня начала проверки (п. 10 Положения о проверках).
Плановая проверка организации предусмотрена в середине мая. Однако в настоящее время главный бухгалтер находится в больнице и на дату проверки оттуда не выйдет. Организация хотела бы перенести срок проверки, но она этим правом уже воспользовалась в 2016 г. также в связи с болезнью главного бухгалтера (в прошлом году организация проверялась).
Организация в области является «Лучшим плательщиком налогов, сборов».
Может ли организация перенести в изложенной ситуации срок проверки?
Может.
Как следует из п. 31 Положения о проверках, по заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, контролирующий (надзорный) орган может принять решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимает контролирующий (надзорный) орган не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта.
По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только 1 раз.
То есть указанное ограничение действует в пределах одной конкретной плановой проверки. Это означает, что перенос срока возможен по каждой проверке только 1 раз.
Какие-либо иные критерии по данной норме отсутствуют. Поэтому наличие у организации статуса «Лучший плательщик налогов, сборов» не влияет на перенос срока проверки.
Могут ли проверяющие привлечь в качестве понятого работника правоохранительных органов, не являющегося участником проверки?
Могут, при соблюдении определенных критериев.
Понятым является дееспособное совершеннолетнее лицо, которое:
1) не заинтересовано в исходе проверки в отношении проверяемой организации;
2) не является должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, участвовавшим на каком-либо этапе проверки в отношении проверяемой организации для удостоверения факта контрольного (надзорного) мероприятия, его хода и результатов в случаях, установленных Положением о проверках.
Если эти критерии соблюдаются, то работник правоохранительных органов может быть привлечен проверяющими в качестве понятого.
Справочно: МВД и органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему, согласно Указу № 510 входят в перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (п. 8 этого перечня).