Сфера электронного декларирования затронет еще больший круг плательщиков
Комментируемый Закон предусмотрел значительное снижение (с 50 до 15 человек) такого норматива, как среднесписочная численность работников за календарный год. При его превышении налоговую декларацию (расчет) необходимо представлять не на бумажном носителе, а в виде электронного документа.
Это означает, что теперь электронное декларирование согласно п. 4 ст. 63 НК для плательщика обязательно:
– если он является плательщиком НДС |*|;
* Изменения, произошедшие в 2016 г. в порядке исчисления НДС, доступны для подписчиков электронного «ГБ»
– если у него за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников превысила 15 человек.
Более того, если ранее плательщики, обязанные представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, могли прибегнуть к бумажному носителю, не опасаясь привлечения их и их должностных лиц к административной ответственности по ст. 13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, то с 2016 г. такой ответственности избежать не удастся. В ст. 63 НК прямо закреплено, что в случае представления указанными плательщиками налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе такая налоговая декларация (расчет) не считается представленной.
Кроме того, согласно изменениям, внесенным в ст. 22 НК, те плательщики, которые обязаны осуществлять электронное декларирование, с 2016 г. должны представлять в электронной форме и годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ранее такую отчетность можно было представлять на бумажном носителе.
Важно! Сделать это нужно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (т.е. за 2015 г. такую отчетность надо представить в электронной форме не позднее 31 марта 2016 г.).
Камеральные проверки: полномочия налоговых органов расширяются
Значительно расширены полномочия налоговых органов при проведении камеральных проверок. Так, до 2016 г. в ст. 70 НК предусматривалась возможность истребования у организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя в ходе камеральной проверки представленной налоговой декларации (расчета) только:
– дополнительных сведений;
– пояснений по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Истребование у таких лиц документов НК не допускал. Исключение было сделано только для случаев проведения камеральной проверки плательщика, использующего налоговые льготы: тогда налоговый орган был вправе истребовать у него документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы.
Комментируемый Закон изменил вышеизложенный порядок. С 1 января 2016 г. налоговый орган при проведении камеральной проверки любого плательщика вправе истребовать от него любые иные документы (без каких-либо ограничений) и дополнительные сведения, получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Важно! Реально это нововведение (в части истребования документов) начнет «работать» только при условии соответствующей корректировки имеющего более высокую юридическую силу по отношению к НК Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Ведь абз. 19 п. 21 этого Указа предписывает проводить камеральную проверку |*| организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации исключительно на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, и данный орган не вправе в ходе такой проверки истребовать от проверяемого субъекта иные документы.
* Перечень документов, регулирующих порядок проведения проверок, в т.ч. камеральных, доступен для подписчиков электронного «ГБ»
На восстановление документов – только 1 месяц
С 3 до 1 месяца сокращен установленный в п. 2 ст. 81 НК срок для восстановления плательщиком документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, с целью перерасчета сумм налогов, сборов (пошлин), исчисленных налоговым или таможенным органом на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Как и ранее, указанный срок исчисляют со дня вручения (направления) плательщику или его представителю акта проверки.
Напомним, что при отсутствии у проверяемого плательщика или непредставлении им указанных документов при проведении проверки налоговый и таможенный органы вправе определять в порядке, установленном Советом Министров, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании указанных сведений (п. 17 Указа № 510, п. 2 ст. 81 НК).
Справочно: соответствующий порядок установлен Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 № 426.