Мы получили уведомление от налоговой инспекции с требованием уточнить показатели декларации, но не согласны с их позицией. Как нам поступить? Можно ли оставить это уведомление без ответа?
Оставить уведомление без ответа нельзя. Вы должны отреагировать на него не позднее 10 рабочих дней со дня его направления (п. 8 ст. 73 НК).
Если вы не согласны с позицией налогового органа, изложите в ответе обоснование ваших расчетов показателей декларации, ссылки на нормативные документы, которыми вы руководствовались, приложите необходимые документы. Как правило, на этом все споры с налоговой инспекцией заканчиваются.
А что делать, если налоговый орган все же не согласен и по телефону требует представить уточненную декларацию?
Не бойтесь спорить с налоговиками, если вы уверены в том, что все сделали правильно. Направьте письменный запрос в налоговую инспекцию для получения от них развернутого и обоснованного ответа по вашей ситуации. Они обязаны ответить вам в течение 15 календарных дней (пп. 1, 3 ст. 17 Закона № 300-З [2]). Сообщите по телефону инспектору, что запрос направлен и до получения ответа на него вы не будете предпринимать никаких действий.
Мы направили ответ на уведомление и письменный запрос. Что дальше?
Дальше ситуация может развиваться в двух направлениях.
1. Налоговая инспекция уверена в своей позиции. В этом случае инспекция может составить акт камеральной проверки. Для составления акта у налоговиков есть 3 месяца и 10 дней с даты направления вашей организации уведомления (пп. 8, 10 ст. 73 НК).
После этого у вас появляется документ, на который вы можете письменно возразить. До сих пор спор шел на уровне «инспектор – плательщик» и не было оснований для вынесения диалога на более высокий и, возможно, более компетентный уровень.
Акт камеральной проверки подписывается и вручается, решения выносятся в порядке, установленном ст. 81 НК.
Акт проверки обязательно подпишите и проставьте на нем фактическую дату подписания. Не подписывайте акт задним числом, потому что именно от этой даты идет отсчет 15 рабочих дней, в течение которых вы можете представить в налоговую инспекцию свои возражения по содержанию акта проверки. На ваши возражения налоговая инспекция также должна ответить в течение 15 рабочих дней.
Далее в течение 30 рабочих дней руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение по акту проверки.
2. Налоговая инспекция не до конца уверена в своей правоте. В этом случае инспекция может сначала ответить на ваш письменный запрос. Тогда у вас также появится документ, который вы сможете обжаловать.
Как можно обжаловать решение по акту проверки и ответ ИМНС (действия (бездействие) ее должностных лиц)?
Порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц установлен в гл. 12 НК. Важно сохранить при обжаловании именно тот порядок, который установлен НК, иначе рассмотрение ваших обращений может сильно затянуться. Принцип такой:
– жалоба на решение налоговой инспекции по району, городу, району в городе может быть подана в налоговую инспекцию по области, г. Минску (по территориальности) или в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (п. 1 ст. 104 НК);
– жалоба на действия (бездействие) должностного лица налоговой инспекции по району, городу, району в городе может быть подана вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено, в течение 30 календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).
В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции по району, городу, району в городе, жалоба может быть подана в налоговую инспекцию по области, г. Минску (по территориальности) или в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (п. 2 ст. 104 НК).
При несогласии с решением, вынесенным налоговой инспекцией по области, г. Минску по указанным случаям, жалоба может быть подана в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (п. 3 ст. 104 НК).