В каком порядке представляется информация о дебиторах в налоговую инспекцию и когда?
Плательщик обязан не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представить в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности.
Порядок исполнения данной обязанности определен в подп. 1.5 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Кроме того, представляя перечень дебиторов, плательщик также должен представить копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком.
Таковыми могут быть договор, товарные и (или) товарно-транспортные накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, регистры бухгалтерского учета с расшифровкой дебиторской задолженности (оборотно-сальдовые ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») и иные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у его дебитора, по которой не истек срок исковой давности (абз. 4 подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).
Если у организации с контрагентом (дебитором) был составлен акт сверки расчетов |*|, то его также можно представить в качестве документа, подтверждающего задолженность.
Отметим, что законодательством не установлена форма акта сверки расчетов. Следовательно, он составляется в произвольной форме.
Вместе с тем целесообразно, чтобы в акте сверки были отражены следующие сведения:
– дата составления;
– дата, на которую проводится сверка;
– полное наименование сторон (дебитора и кредитора);
– договор, при исполнении которого возникла задолженность;
– данные первичных учетных документов (дата, номер, серия), по которым производились поставки;
– подписи полномочных представителей сторон (дебитора и кредитора).
Сведения о дебиторах, дебиторской задолженности |*| и документы, подтверждающие факт наличия задолженности, по которой не истек срок исковой давности, представляются в налоговую инспекцию при наличии задолженности перед бюджетом в письменной или электронной форме.
Невыполнение требований, определенных подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК, влечет применение к плательщику мер административной ответственности, установленных ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности (далее – КоАП).
Справочно: непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений, которые плательщики обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ.
Представительство английской компании в Республике Беларусь, действующее на основании разрешения, выданного МИД Республики Беларусь, действует на основании положения и сметы расходов, которая составляется головной компанией и доводится до представительства.
На основании сметы расходов представительству ежегодно выделяется финансирование, по которому оно отчитывается раз в год.
Должно ли представительство составлять и представлять в белорусскую налоговую инспекцию ежегодный баланс, если оно полностью финансируется головной компанией?
Представительство английской компании в Республике Беларусь обязано не только вести бухгалтерский учет как организация, но и представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Обоснуем наш ответ с учетом норм Закона № 57-З*, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории республики, и НК.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
Положения Закона № 57-З распространяются на организации, к которым относятся юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности) (ст. 1 Закона № 57-З).
Согласно требованиям Закона № 57-З:
– руководитель организации должен организовать ведение бухгалтерского учета и обеспечить составление отчетности.
Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год (с 1 января по 31 декабря);
– организация должна составлять годовую отчетность (п. 3 ст. 7, ст. 14 Закона № 57-З).
В соответствии с требованиями подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК плательщики обязаны не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представить годовую индивидуальную отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
Следовательно, представительства иностранных организаций, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность.
Подпунктом 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК для представительств иностранных организаций, аккредитованных на территории Республики Беларусь, не установлено исключений, позволяющих не представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Следовательно, представительство иностранной организации обязано не только вести бухгалтерский учет как организация, но и представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Невыполнение вышеуказанных требований влечет применение к плательщику мер административной ответственности, установленных ст. 13.8 КоАП.
Плательщики вправе обращаться за разъяснением норм налогового законодательства в налоговые органы.
Как применять адресные разъяснения налоговых органов, если по одному и тому же вопросу разными налоговыми инспекциями даны разные ответы?
Плательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства (подп. 1.1 п. 1 ст. 21 НК) |*|.
Данная норма зеркально отражается в положениях подп. 1.8 п. 1 ст. 108 НК, согласно которым налоговые органы обязаны давать разъяснения плательщикам по вопросам применения налогового законодательства.
Таким образом, права плательщиков коррелируют с обязанностями налоговых органов.
НК не ограничивает плательщика в выборе налоговой инспекции для обращения за разъяснением норм налогового законодательства.
Вместе с тем нормы Указа № 498* определяют порядок рассмотрения обращений, в т.ч. юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Так, обращения юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в территориальных подразделениях (органах), подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 Указа № 498).
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ № 498).
То есть, если плательщик первоначально направит свое обращение в МНС Республики Беларусь либо в ИМНС по г. Минску или соответствующей области, то такой запрос будет перенаправлен в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет обратившегося плательщика.
Получив разъяснение на адресный запрос, плательщик, если он согласен с полученным разъяснением, вправе применять его в своей деятельности. Если по какой-то причине плательщик не согласен с выводами налогового органа, изложенными в ответе на запрос, он вправе обратиться в вышестоящую инспекцию МНС либо в инспекцию МНС другого района города.
На практике встречаются ситуации, когда плательщик получает разъяснение и применяет его в своей деятельности, а позднее получает разъяснение другой инспекции МНС (в т.ч. вышестоящей) по тому же вопросу, но с противоположным выводом.
В таком случае следует руководствоваться нормами подп. 3.1 п. 3 ст. 55 НК, согласно которым пени не начисляются на подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин), если они не уплачены (не полностью уплачены) на основании разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, полученного плательщиком от налогового органа в письменной или электронной форме. Указанное положение прекращает применяться через 10 календарных дней после направления плательщику разъяснения по тому же вопросу, которое отличается по содержанию от разъяснения, на основании которого плательщиком не уплачены (не полностью уплачены) налоги, сборы (пошлины).
Что должен сделать плательщик, получив разъяснение иного содержания? Ему необходимо в течение 10 календарных дней:
– внести изменения в свой налоговый учет;
– подать уточненную декларацию (расчет);
– уплатить налог, сбор, пошлину.
Если все эти действия будут выполнены своевременно, то к плательщику не будут применены меры административной ответственности, установленные ст. 13.6 КоАП за неуплату (неполную уплату) налогов, сборов, пошлин, в соответствии с нормами п. 2 примечания к данной статье, а также не будет начислена пеня за весь период такой неуплаты.
Что проверяющие будут относить к экономически обоснованным затратам, учитываемым при налогообложении, с учетом новой редакции НК?
По общему правилу, как и ранее, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством (п. 1 ст. 169 НК) |*|.
Кроме того, положениями п. 4 ст. 169 НК определено, что экономически обоснованными затратами не могут быть признаны расходы при наличии хотя бы одного из следующих критериев:
– фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
– работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к трудовым обязанностям такого лица;
– работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.
Однако это не все основания, по которым затраты плательщика могут быть пересмотрены при проведении проверки деятельности плательщика.
Так, например, по результатам проверки может быть дана оценка таким затратам, как оплата посреднических услуг по продвижению товара производителя. Здесь следует позаботиться о том, чтобы затраты на посредника действительно были оправданны. Следует внимательно относиться и к затратам на представительские расходы, которые также должны быть экономически разумны. Скорее всего, будет сложно обосновать разумность затрат на прием партнеров (как уже существующих, так и потенциальных) в дорогих охотничьих угодьях с посещением бани и охотой.
Кроме того, с 1 января 2019 г. в соответствии с положениям п. 4 ст. 33 НК в ходе проверки может быть дана оценка не только экономической обоснованности затрат, но и цели хозяйственной операции (сделки). По своей сути оценка цели хозяйственной операции плательщика предполагает оценку наличия либо отсутствия налоговой выгоды от ее совершения. То есть в результате совершения «неправильной», с точки зрения проверяющего, сделки плательщик должен получить именно налоговую выгоду в виде неуплаты (неполной уплаты), необоснованного зачета или возврата налогов, сборов, пошлин.
Если в ходе проверки будут собраны соответствующие доказательства того, что хозяйственная операция (сделка) была совершена именно с целью получения налоговой выгоды, то налоговые обязательства такого плательщика будут откорректированы. Корректировка будет производиться исходя из данных о хозяйственной операции, содержащихся в первичных учетных документах плательщика. При этом доначисление сумм налогов будет производиться в соответствии с нормами Особенной части НК в зависимости от наличия фактов и доказательств, позволяющих достоверно определить объекты налогообложения.