Документальное оформление выбытия основных средств в организации зависит от причин, его повлекших. С учетом норм Инструкции № 26 порядок документального оформления выбытия основных средств представим на схеме.
Документ:
Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).
__________________________
* Акт о приеме-передаче основных средств не составляется в случаях списания основных средств, а также отчуждения физическим лицам (п. 29 Инструкции № 26). Акт не оформляется и в случае передачи основного средства в аренду, безвозмездное пользование, лизинг, при переводе в состав долгосрочных активов, предназначенных для реализации. Чаще всего в таких случаях оформляют акт приема-передачи имущества (передаточный акт), ТТН или ТН. Форма такого акта законодательно не утверждена и может быть разработана и утверждена в самой организации.
Особенности оформления акта о списании имущества
Примерная форма акта о списании имущества |*| утверждена постановлением № 151 и касается только имущества, находящегося в республиканской собственности.
Порядок списания имущества, находящегося в республиканской собственности, определен Положением № 1802.
Иное имущество списывается на основании акта, разработанного и утвержденного самой организацией с соблюдением всех требований к первичным учетным документам, установленных законодательством (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З3). Учитывая, что в примерной форме акта о списании имущества отсутствуют реквизиты, в которых возможно указать информацию о имеющихся драгметаллах в списываемых объектах основных средств, то в организации целесообразно утвердить свою форму документа. В основу разработки формы акта можно положить ранее действующий акт о списании объекта основных средств (форма ОС-4), утвержденный постановлением Минфина Республики Беларусь от 08.12.2003 № 168 (действовал до 20 мая 2011 г.).
Обратите внимание на важные моменты, которые следует учитывать при списании основных средств.
1. При списании основных средств, содержащих драгметаллы и драгоценные камни, в акте о списании имущества указываются масса (содержание) таких металлов и камней, а также масса (содержание) драгметаллов и драгоценных камней в подлежащих оприходованию ломе и отходах, за исключением случаев, когда по решению руководителя содержание драгметаллов в основных средствах определяется после их списания (пп. 34, 69 Инструкции № 344).
2. При списании основных средств по причине стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и др. в обязательном порядке следует провести инвентаризацию с составлением сличительной ведомости. Моментом определения окончательных результатов инвентаризации считается дата принятия решения руководителем организации. Акт о списании имущества составляют после принятия решения руководителем о порядке регулирования инвентаризационных разниц (п. 2 ст. 13 Закона № 57-З, пп. 72, 77 Инструкции № 180).
Документ:
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
3. В результате списания основных средств могут быть получены материалы, возможные для дальнейшего использования. При списании основных средств по причине физического износа и определения нецелесообразности их восстановления, ремонта необходимо, чтобы комиссия провела их осмотр. Она же проводит оценку полученных деталей, запчастей и др., которые возможно еще использовать в дальнейшем после демонтажа объекта учета. Полученные материалы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической себестоимости, определяемой как чистая стоимость реализации или цена возможного использования (части вторая и третья п. 20, п. 45 Инструкции № 133).
Документ:
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
Как оформить акт о списании имущества
Рассмотрим порядок оформления акта о списании имущества на примере ситуации.
Ситуация
Организация списывает устаревший компьютер
Согласно приказу руководителя от 15.11.2018 № 22/и списывается объект основных средств (монитор FLATRON W2243S) по причине физического износа. Содержание драгметаллов в нем определяется после его списания, о чем сделана соответствующая запись в акте о приеме-передаче основного средства, оформляемого при его приобретении. При списании основных средств в организации применяется акт по форме, разработанной в самой организации и закрепленной в учетной политике.
Акт о списании имущества составляется в 2 экземплярах:
– 1-й – передается в бухгалтерию, где в дальнейшем на основании данного документа произведут запись в инвентарной карточке;
– 2-й – останется у материально ответственного лица как подтверждение факта списания объекта с подотчета.
Документы:
1 постановление Минфина Республики Беларусь от 12.03.2012 № 15 «Об утверждении примерной формы акта о списании имущества» (далее – постановление № 15);
2 Положение о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 180 (далее – Положение № 180);
3 Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З);
4 Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее – Инструкция № 34).