Для применения льгот хранение и захоронение отходов производства рассматриваются как отдельные объекты налогообложения
Объектами обложения экологическим налогом признаются 3 обстоятельства, указанные в п. 1 ст. 205 НК. Среди них хранение, захоронение отходов производства.
С учетом того что в НК хранение и захоронение отходов объединены в одно обстоятельство, сначала разберемся, какие действия включает в себя хранение отходов, а какие – захоронение отходов.
Из терминологии, установленной ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон), видно, что действие «хранение отходов производства» принципиально отличается от действия «захоронение отходов производства».
Так, захоронение отходов производства осуществляется на специальных полигонах (п. 14 ст. 1 Закона). Услугу по захоронению отходов оказывает собственнику отходов производства по договору организация, эксплуатирующая полигон |*|.
* Информация о применении льготы по экологическому налогу за захоронение отходов
Хранение отходов – это содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п. 34 ст. 1 Закона).
Справочно: места временного хранения отходов – специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов (п. 10 Закона);
объекты хранения отходов – сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов (п. 17 Закона).
Хранение, как правило, организовывает сам собственник отходов производства (на специальных контейнерных площадках, накопителях, оборудованных складах, помещениях и т.д.). В рамках арендных отношений хранение отходов, собственником которых является арендатор, может организовать арендодатель.
Таким образом, для целей определения плательщика налога, расчета налоговой базы и т.п. хранение отходов производства и захоронение отходов производства нужно рассматривать в качестве самостоятельного обстоятельства, возникновение которого влечет уплату экологического налога.
«Льгота» в виде одной транспортной единицы применяется при временном хранении отходов производства
В НК установлено 4 варианта организации хранения отходов, которые не признаются объектами обложения экологическим налогом (п. 2 ст. 205 НК):
1) хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
2) хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;
3) хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
4) хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы |*|.
Чаще всего у плательщиков не возникает объект обложения экологическим налогом по основанию, указанному в п. 2. Суть этой «льготы» заключается в следующем.
Хранение отходов до количества, называемого «одна транспортная единица», не влечет необходимость уплачивать экологический налог, а хранение отходов сверх количества «одна транспортная единица» – влечет. Поэтому важно понять, чем является показатель «одна транспортная единица» и какими документами этот показатель устанавливается.
Показатель «одна транспортная единица» устанавливается в инструкциях, утверждаемых организациями
В условии освобождения от уплаты налога указано: «хранение отходов производства… в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки». Такое хранение отходов в законодательстве об обращении с отходами называется временным хранением отходов.
В части первой п. 2 ст. 25 Закона установлено следующее правило: при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.
Как видим, места хранения, периодичность вывоза отходов, количество отходов до вывоза устанавливаются в специальном документе – инструкции по обращению с отходами производства.
Справочно:
1. Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона).
2. Требования к обращению с отходами производства устанавливаются в т.ч. инструкциями по обращению с отходами производства (п. 1 ст. 18 Закона).
3. Требования к разработке инструкции по обращению с отходами производства (далее – инструкция) установлены в Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
4. Согласование инструкций осуществляется в соответствии с Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее – постановление № 1104).
В специальном приложении к инструкции «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» организация должна указать (п. 20 Инструкции № 45):
– допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица);
– обоснование этого количества;
– периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления этой периодичности.
Таким образом, показатель «одна транспортная единица» устанавливается только в инструкциях, утверждаемых организациями |*|.
* Перечень разрешительных документов, который должны иметь плательщики экологического налога
Итак, для отсутствия объекта обложения экологическим налогом при хранении отходов производства нужно выполнить следующее:
1) иметь инструкцию, утвержденную и согласованную территориальными органами Минприроды;
2) для всех образующихся отходов установить показатель «одна транспортная единица».
Важно! Если у плательщика по каким-либо причинам нет утвержденной и согласованной инструкции или в инструкции не установлен показатель «одна транспортная единица», то у него нет права на «льготу» и за хранение своих отходов ему нужно уплачивать экологический налог.
В отношении хранимых отходов, указанных в разрешении на хранение и захоронение отходов производства, «льготу» применить нельзя
Кроме временного хранения отходов, может быть организовано так называемое долговременное хранение отходов. Сразу отметим, что в законодательстве нет соответствующего определения этому понятию. Но с учетом правила получения документа «разрешение на хранение и захоронение отходов производства» под долговременным хранением отходов будет пониматься хранение, для осуществления которого собственник отходов производства обязан получить разрешение.
С учетом норм законодательства об обращении с отходами и сути «льготы» при хранении отходов в соответствии с НК получается, что плательщик, имеющий разрешение на хранение и захоронение отходов производства, в части хранения отходов является плательщиком экологического налога за отходы производства, указанные в разрешении.
Справочно:
1. Специальный документ «разрешение на хранение и захоронение отходов производства» регламентирует собственнику отходов 2 действия: «хранение отходов» и «захоронение отходов». Собственно в форме разрешения для этого предусмотрены 2 специальные таблицы:
– перечень и количество отходов производства, разрешенных к хранению на объектах хранения отходов;
– перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов.
2. Разрешение на хранение и захоронение отходов производства получают в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением № 1104.
Рекомендации по определению показателя «одна транспортная единица»
В Инструкции № 45 не указано, чем является «одна транспортная единица». Право расчета, определения и выбора предоставлено самой организации. Главное, что этот показатель должен быть указан в приложении к инструкции и там же обоснован.
Часто при согласовании инструкции в территориальных органах Минприроды возникает спор о значении показателя «одна транспортная единица» и обосновании этого количества отходов, так как заявляемое значение может не отражать действительность. Существует мнение, что в качестве обоснования «одной транспортной единицы» должен быть использован какой-то реальный транспорт. Но это не так. Буквально в п. 20 Инструкции № 45 нет ссылки на транспорт, а указано, что делается расчет-обоснование этого показателя. Что будет окончательно принято в качестве обоснования количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей, зависит от согласующего инструкцию территориального органа Минприроды.
Для обоснования «одной транспортной единицы» можно использовать:
– расчетный объем образования отходов за определенный период и предлагаемую периодичность их вывоза;
– вместимость места временного хранения отходов (например, объем контейнеров);
– расчетный объем загрузки отходов в транспорт и т.д.
Главное помнить:
1) «льгота» зависит от объемов (количества) хранения отходов, поэтому в инструкциях необходимо указать количество отходов, выраженное в тоннах, метрах кубических, штуках и т.п.;
2) показатель «одна транспортная единица» нужно установить в инструкции по каждому наименованию отходов, подлежащих вывозу или по видам отходов, исходя из степени и класса опасности отходов.
Например, приложение к инструкции «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» может выглядеть следующим образом (см. таблицу):