Ситуация. Командировка из зимы… в весну
Водитель выезжает в командировку в Гомель из Минска на 2 дня. Температура в Минске при выезде –3 оС, в Гомеле оба дня +2 оС.
Как применять нормы расхода топлива?
Правильное применение норм расхода топлива |*| важно как для учета израсходованного топлива, так и для определения налогооблагаемой прибыли. Так, при налогообложении прибыли не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Установленное требование распространяется в т.ч. на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо МНС Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль»).
Организации могут применять повышения норм расхода топлива, предусмотренные Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).
Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации на основании Инструкции № 141 (п. 5 Инструкции № 141). Например, при эксплуатации механического транспортного средства на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях предусмотрено повышение нормы расхода топлива не более 10 % (подп. 10.1 п. 10 Инструкции № 141).
Справочно: для целей Инструкции № 141 зимние условия эксплуатации – эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, т.е. ниже 0 оC (п. 3 Инструкции № 141).
Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливает руководитель организации (п. 8 Инструкции № 141).
Поскольку на дату и время выпуска механического транспортного средства на начало выполнения работы температура окружающего воздуха была отрицательной, то, по мнению автора, есть основания для применения повышенной нормы расхода топлива на время командировки, поскольку транспортное средство эксплуатируется на территории Республики Беларусь.
В то же время на основании п. 5 Инструкции № 141 организация может приказом руководителя установить особый порядок применения повышенных норм расхода топлива при эксплуатации транспортных средств на территории Республики Беларусь в зимних условиях эксплуатации в случае многодневных командировок.
Например, можно возложить на водителя организации обязанность определять температуру окружающего воздуха в месте командирования (нахождения транспортного средства), установив порядок такого определения (по данным Гидрометеоцентра, по данным приборов, имеющихся в наличии у командированных лиц, и др.). При возможности такую функцию следует возложить на иного сотрудника, находящегося в командировке вместе с водителем, – так будет обеспечен контроль за правильностью применения норм расхода топлива.
Важно помнить следующее:
1) при увеличении нормы расхода топлива |*| при эксплуатации транспортного средства в зимних условиях списывать топливо нужно исходя только из фактического расхода;
2) Инструкция № 141 не предусматривает минимальной величины повышения линейной нормы расхода топлива, предусмотренного подп. 10.1 п. 1 Инструкции № 141, и не указывает, что такое повышение обязательно должно выражаться целым числом.
* Информация о том, как повысить нормы расхода топлива в связи с наступлением холодов