1. Какой договор заключить с заказчиком при оказании ему услуг по перегону транспортных средств: договор транспортной перевозки или договор об оказании услуг по перегону авто?
Форма договора выбирается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и определяется исходя из конкретных условий перегона (перевозки). В некоторых случаях возможны компиляции условий, применимых как для договора перевозки, так и для договора оказания услуг, в частности, по перегону транспортных средств.
2. В пути перегоняемый автомобиль нужно будет заправлять. Автомобиль не является собственностью организации.
На основании какого документа следует списывать топливо |*|, заправленное в пути, чтобы подтвердить производственный характер понесенных расходов?
* Информация об отражении операций на счете 10-3 «Топливо» доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Каждая хозяйственная операция оформляется первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон). Он составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения (п. 5 ст. 10 Закона).
Основаниями для списания горючесмазочных материалов на затраты производства являются:
– накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов;
– карточки учета расхода топлива за отчетный период (п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет горюче-смазочных материалов, делает соответствующую отметку. Основанием для списания горюче-смазочных материалов, использованных при работе оборудования, машин и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может служить отчет о расходе горюче-смазочных материалов на производство.
Порядок оформления путевых листов |**| содержат следующие документы:
– грузового автомобиля – Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 (далее – Инструкция № 138);
– автобусов и легковых автомобилей – Инструкция о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).
Этими же инструкциями утверждены и формы путевых листов.
Так, Инструкция № 138 определяет порядок оформления транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов (п. 1 Инструкции № 138), а Инструкция № 25 – порядок оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров. Из вопроса усматривается, что организация будет оказывать услуги по перегону транспортных средств, а не автомобильные перевозки грузов или пассажиров. В этом случае путевые листы она не оформляет.
Первичный документ, который необходимо оформлять для учета заправляемого в транспортные средства топлива, законодательством не установлен. Значит, организация разрабатывает и утверждает его самостоятельно. При этом необходимо руководствоваться правилами п. 2 ст. 10 Закона. Так, первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:
– наименование документа;
– дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя – участника хозяйственной операции;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
На взгляд автора, таким документом может быть форма, приближенная к форме применяемых для перевозок путевых листов, а также карточка (ведомость) учета топлива.
3. В трудовом договоре водителей оговорен разъездной характер работы.
Обязательно ли командировать водителей и выплачивать им суточные по территории Республики Беларусь? Вправе ли организация не выплачивать суточные, а начислять зарплату на основании установленных на предприятии окладов?
Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 Трудового кодекса Республики Беларусь). Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.
Следовательно, поездки водителей |*|, которым установлен разъездной характер работы, командировками не являются. Командировочные расходы, в т.ч. суточные, им не выплачиваются. Однако таким водителям необходимо выплачивать компенсации за разъездной характер работы. Они устанавливаются в размере, не превышающем размера норм за проживание вне места жительства (суточных), установленных законодательством о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь или иностранных государств (п. 7 Инструкции № 70*).
__________________________
* Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.07.2014 № 70.
Таким образом, организация должна выплатить компенсацию. Ее размер может быть любым, но не превышающим норм суточных, установленных законодательством.