Важно! Информация обновлена:
Перед сдачей годового баланса проверьте правильность списания топлива
Списание топлива при отсутствии постоянных норм
Организация приобрела новый автомобиль. На него применялись временные нормы расхода ГСМ.
Каков порядок отражения в налоговом учете затрат на использованное топливо, если по истечении 6-месячного срока нормы, утвержденные Минтрансом, организация не получила?
При налогообложении прибыли не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
До установления отсутствующей нормы расхода учет расхода топлива |*| при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев. В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временную норму расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливает руководитель организации или индивидуальный предприниматель (п. 7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141; далее – Инструкция № 141).
* Информация о применении зимнего повышения норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, исходя из предусмотренного Инструкцией № 141 порядка норма считается установленной в соответствии с законодательством:
– если она установлена Минтрансом Республики Беларусь;
– если она установлена организацией самостоятельно (временная норма). Однако такая норма считается установленной в течение первых 6 месяцев эксплуатации транспортного средства.
Если по истечении 6 месяцев применения временной нормы Минтранс Республики Беларусь норму не установил, то начиная со дня, следующего за истечением 6-месячного периода, норма считается неустановленной. В этот период стоимость израсходованного топлива в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, не включается. При установлении в последующем Минтрансом Республики Беларусь нормы расхода топлива она подлежит применению с момента ее установления. Стоимость израсходованного топлива в период отсутствия установленной нормы, не включенная в состав учитываемых при налогообложении прибыли затрат, пересчету не подлежит и в затраты не восстанавливается.
Как учитывать экономию и перерасход топлива
В отдельных случаях по результатам работы за день у водителя автомобиля складывается экономия в использовании топлива, в других – его перерасход.
Обязана ли организация в каждом случае перерасхода удерживать у водителя стоимость излишне израсходованного топлива? Возможно ли такое удержание производить по результатам работы за месяц с учетом случаев экономии?
Для ответа на эти вопросы обратимся к Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
Так, основанием для списания ГСМ на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет ГСМ, делает соответствующую отметку (п. 83 Инструкции № 133).
Инструкция № 133 не устанавливает порядок и срок, за который подлежит выявлению недостача (перерасход, пережог) либо экономия топлива в баке транспортного средства (ежедневно по каждому путевому листу, или за какой-либо период времени). В данном случае необходимо руководствоваться положениями п. 5 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности": если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.
Порядок учета расхода топлива в части периода, за который определяется экономия или перерасход, организация устанавливает в учетной политике.
При этом необходимо учитывать следующие детали. Фактическая экономия или перерасход топлива могут быть выявлены только путем замера остатков топлива в баке транспортного средства. Расчетные данные о движении топлива в этом случае объективными не являются. Данные о наличии остатка ГСМ в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете "Топливо в баках транспортных средств", ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков (п. 83 Инструкции № 133). Форма акта снятия остатков законодательством не установлена. Организация утверждает ее самостоятельно. Напомним норму п. 76 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180. Так, пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач.
Таким образом, в учетной политике организация имеет право определить, что в разрезе материально ответственных лиц, которыми являются в данном случае водители, результат фактического движения топлива в сравнении с нормативным определяется за месяц и подтверждается актом снятия остатков.
Есть ли нормы на списание смазочных материалов
Организации для обслуживания парка автомобилей используют моторные, трансмиссионные и специальные масла. Ранее в Сборниках норм расхода топлива и смазочных материалов содержались нормы расхода смазочных материалов. Ими должны были руководствоваться все организации. В настоящее время таких норм нет.
Подлежит ли нормированию списание смазочных материалов для обслуживания автомобилей |*| в настоящее время?
* Информация об особенностях учета операций по использованию личного автомобиля в служебных целях доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Такое нормирование может установить сама организация.
В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы бухгалтерского учета и отчетности, не содержит требований о том, что стоимость материалов включается в затраты в пределах установленных норм. Касается это и стоимости смазочных материалов. В частности, в п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), предусмотрено, что затраты – стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.
В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг (п. 9 Инструкции № 102).
Как видно из вышеизложенного, в Инструкции № 102 не упоминается об учете норм расхода материалов при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета.
В отличие от законодательства по бухгалтерскому учету НК определяет, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Нормы о необходимости нормирования материальных ресурсов (за исключением топливно-энергетических ресурсов) НК не содержит. Однако подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК устанавливает, что в затраты, учитываемые при налогообложении, не включаются расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Смазочные материалы в перечень топливно-энергетических ресурсов не включены (постановление Минэкономики Республики Беларусь от 25.02.2000 № 30). Таким образом, для целей налогообложения нормирование смазочных материалов не предусмотрено.
Как видим, затраты на смазочные материалы могут учитываться в бухгалтерском и налоговом учете по факту их использования в производственных целях на основании оформленных в организации первичных учетных документов.
Однако при осуществлении транспортной деятельности смазочные материалы составляют значимую статью расходов. Это связано с технологией использования транспортных средств. Организациям рекомендуется устанавливать локальные нормы расхода смазочных материалов. При этом можно использовать методику и нормы, которые ранее были разработаны Минтрансом Республики Беларусь (в частности, в письме Минтранса Республики Беларусь от 01.01.1999 "Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь").
Нормы расхода смазочных материалов |*| могут устанавливаться на основании технической документации на автотранспортные средства, а также исходя из технических требований к их обслуживанию и ремонту. Списываться смазочные материалы могут и по факту их использования, но при этом должна быть проконтролирована обоснованность использования таких смазочных материалов (например, необходимость проведения ремонта, замена смазочных материалов согласно технической документации на автомобиль и т.д.).
* Информация о том, следует ли устанавливать нормы расхода смазочных материалов на автотранспортные средства, доступна для подписчиков электронного "ГБ"