ТАМОЖЕННЫЕ НАЛОГИ И ПЛАТЕЖИ, ВЗИМАЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Пункт 3 ст. 286 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З, с учетом изменений от 30.12.2014 № 224-З (далее – НК)
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь.
Статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза от 27.11.2009, с учетом изменений от 12.08.2015 (далее – ТК ТС)
Все плательщики УСН при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС обязаны уплачивать НДС, ввозную таможенную пошлину, акцизы, таможенные сборы |*|.
* Порядок уплаты таможенным органам в 2015 г. "ввозного" НДС и акцизов доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Статьи 97–103 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", с учетом изменений от 15.07.2015 № 307-З (далее – Закон № 129-З)
Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, сборов осуществляется в белорусских рублях.
Если для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется пересчет иностранной валюты в белорусские рубли, то применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Нацбанком на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Для целей исчисления таможенных сборов применяются официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Нацбанком, а также ставки таможенных сборов, действующие:
– при исчислении таможенных сборов за совершение таможенных операций – на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Если таможенное декларирование нескольких товаров производится с использованием одной таможенной декларации, при исчислении таможенных сборов за совершение таможенных операций применяется наибольшая ставка этих сборов из установленных в отношении товаров, указанных в таможенной декларации;
– при исчислении иных таможенных сборов – на день их уплаты.
Организации – плательщики УСН уплачивают таможенным органам Республики Беларусь акцизы в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территорий государств:
– не являющихся членами ЕАЭС;
– являющихся членами ЕАЭС (но только по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками Республики Беларусь).
Сумма акцизов, взимаемая таможенными органами при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.
При ввозе подакцизных товаров из государств – членов ЕАЭС акцизы исчисляют плательщики акцизов самостоятельно с применением документа "Расчет акцизов, подлежащих уплате".
Справочно: форма и порядок заполнения документа "Расчет акцизов, подлежащих уплате" определены постановлением ГТК Республики Беларусь от 17.04.2010 № 13.
Исключением являются случаи вынесения таможенным органом решения о взыскании акцизов, при котором исчисление подлежащих уплате акцизов производит таможенный орган.
НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ БЕЛОРУССКИМИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
Налог на добавленную стоимость
Подпункт 3.12 п. 3, подп. 4.1 п. 4 ст. 286 НК
Как правило, налог при УСН не заменяет НДС.
Однако в НК для отдельных организаций предусмотрено право выбора – применять УСН с уплатой НДС либо без него. Это право возникает у тех организаций, которые соответствуют 2 критериям:
– численность работников в среднем за период с начала года по отчетный период составляет включительно не более 50 человек;
– размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 9 400 000 000 бел. руб.
Важно! Если организация, применяющая УСН без уплаты НДС, превысит хотя бы один из вышеназванных критериев, то у нее возникает обязанность исчислять и уплачивать НДС в общем порядке (подп. 6.4 п. 6 ст. 286 НК).
При переходе с УСН с уплатой НДС на УСН без уплаты НДС и наоборот (с УСН без НДС на УСН с НДС) исчисление НДС прекращается (начинается) в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента такого перехода.
Статьи 286, 92, 93, 95, 96, 99, 101, 104, 106–107 НК
Организация, применяющая УСН без уплаты НДС, обязана исполнить обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС в порядке, установленном НК:
– при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
– по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории республики у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах.
Важно! Исчисленные и уплаченные суммы НДС относятся на увеличение стоимости ввезенных (приобретенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав и не принимаются к вычету |*|, поскольку отсутствуют суммы НДС, исчисленные от оборотов по реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.
* Четыре практические ситуации по распределению налоговых вычетов по НДС доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Отметим, что обязанность уплаты НДС есть и у доверительного управляющего, применяющего УСН без НДС. Она возникает по оборотам по реализации таким управляющим товаров (работ, услуг), имущественных прав при осуществлении им деятельности по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) (подп. 3.15 п. 3 ст. 286 НК).
Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, с учетом изменений от 08.05.2015 (далее – Протокол к Договору от 29.05.2014)
Протокол определяет порядок взимания и уплаты НДС при импорте товаров (работ, услуг) из государств – членов ЕАЭС, а также при их экспорте в указанные государства.
Так, например, плательщику УСН при импорте товаров из стран ЕАЭС необходимо представить в белорусский налоговый орган:
– налоговую декларацию по НДС по форме, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (приложение 1);
– перечень документов, определенных п. 20 Протокола к Договору от 29.05.2014.
Акцизы и налог на прибыль
Плательщик УСН уплачивает акцизы налоговым органам Республики Беларусь в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств – членов ЕАЭС, не подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, при их реализации (передаче).
Важно! Организации, являющиеся производителями подакцизной продукции, не вправе применять УСН (подп. 5.1.1 п. 5 ст. 286 НК).
Протокол к Договору от 29.05.2014
Протокол определяет порядок взимания и уплаты акцизов при импорте товаров (работ, услуг) из государств – членов ЕАЭС и их экспорте в указанные государства.
Плательщик УСН при импорте из стран ЕАЭС подакцизных товаров, не подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, должен представить в белорусский налоговый орган:
– налоговую декларацию по акцизам по форме, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (приложение 2);
– перечень документов, определенных п. 20 Протокола к Договору от 29.05.2014.
Плательщик УСН является плательщиком налога на прибыль в отношении:
– дивидендов и приравненных к ним доходов |*|.
* Порядок оформления выплаты дивидендов в виде имущества и отражения этой операции в учете доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Дивидендом признают любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях (п. 1 ст. 35 НК);
– прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;
– доходов от участия в уставных фондах организаций (при ликвидации организации, при выходе из состава учредителей), доходов организации по договору доверительного управления денежными средствами, договору доверительного управления ценными бумагами, в которых она указана в качестве вверителя, договору доверительного управления фондом банковского управления (подп. 3.2, 3.4, 3.198 и 3.199 п. 3 ст. 128 НК);
– разницы между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком УСН в качестве неденежного взноса в уставный фонд другой организации, и остаточной стоимостью этого имущества (часть первая п. 2 ст. 136 НК);
– прибыли от отчуждения участником доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации.
Налог на недвижимость
Плательщики УСН признаются плательщиками налога на недвижимость, если:
1) общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест (далее – объекты недвижимости), находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, а также в пользовании в случаях, указанных в части первой п. 1 и п. 7 ст. 184 НК, и объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, состоящих на учете (находящихся на балансе), в отношении которых такая регистрация не осуществлена, превышает 1 500 м2 (часть первая подп. 3.13.1 п. 3 ст. 286 НК);
2) имеют здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства (с 2014 г. эти объекты облагаются налогом на недвижимость);
3) передают недвижимость в аренду, пользование, доверительное управление.
При определении общей площади недвижимости плательщик УСН должен учесть площадь объектов недвижимости:
– находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, в т.ч. переданных им в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, доверительное управление.
Данное положение применяется также при передаче капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование с привлечением комиссионера (поверенного) и иного лица, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
– подлежащих государственной регистрации, состоящих на учете (находящихся на балансе), в отношении которых такая регистрация не осуществлена;
– расположенных на территории Республики Беларусь и взятых:
в финансовую аренду (лизинг) у белорусских организаций с постановкой на баланс плательщика УСН;
в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у нерезидентов, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь);
– находящихся в государственной собственности, переданных в безвозмездное пользование акционерным обществам, созданным в процессе преобразования арендных, коллективных (народных), государственных, государственных унитарных предприятий.
Важно! Если объекты недвижимости имеют более одного этажа (уровня), то суммируется площадь каждого этажа (уровня).
При расчете общей площади недвижимости |*| не учитывается площадь:
* Пять готовых решений по правильному определению объекта для исчисления налога на недвижимость доступны для подписчиков электронного "ГБ"
– имеющихся у плательщика УСН на праве собственности объектов недвижимости, переданных другой организации в хозяйственное ведение, оперативное управление;
– передаточных устройств, их частей (устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств) (часть вторая п. 1 ст. 185 НК);
– зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства, под которыми следует понимать здания, сооружения и передаточные устройства, возведение (в т.ч. по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией (часть вторая п. 1 ст. 185 НК).
При этом организации не освобождаются от исчисления и уплаты налога на недвижимость по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам сверхнормативного незавершенного строительства;
– объектов недвижимости, непризнаваемых объектами обложения налогом на недвижимость.
Письмо МНС Республики Беларусь от 20.11.2013 № 2-3-9/423 "О применении подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 октября 2013 г. № 455"
В связи с тем что передаточные устройства в соответствии с п. 1 ст. 185 НК относятся к капитальным строениям (зданиям, сооружениям), в подп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 № 455 уточнено, что расчет общей площади производится без учета площади передаточных устройств (в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства), их частей.
Если общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенная без учета площади передаточных устройств, превышает 1 500 м2, организации, применяющие УСН, должны исчислить и уплатить налог на недвижимость в общем порядке по всем объектам обложения этим налогом, в т.ч. по передаточным устройствам.
Если общая площадь объектов недвижимости превышает (меньше) установленный льготируемый предел (1 500 м2), а также в случаях сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование (при прекращении аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного или безвозмездного пользования) объектов недвижимости применяется порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость, представления налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость, установленный п. 7 и частью второй п. 10 ст. 189 НК.
Подпункт 5.1.2-3 п. 5 ст. 286 НК
Организации, предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование объекты недвижимости, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, не вправе применять УСН |*|.
* Ограничения в применении УСН, введенные с 1 июля 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Земельный налог и арендная плата за землю
Исчисление и уплата земельного налога не производятся:
– бюджетными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданными в виде юридических лиц;
– за сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли).
Во всех остальных случаях плательщики УСН должны исчислять и уплачивать земельный налог в порядке, установленном гл. 18 НК.
По земельным участкам, предоставленным во временное пользование и своевременно не возвращенным в соответствии с законодательством, самовольно занятым, используемым не по целевому назначению, плательщики УСН должны исчислить налог с учетом ставок земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенных на коэффициент 10. Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок.
На земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.
Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности", с учетом изменений от 28.07.2014 № 381 (далее – Указ № 101)
Организации, являющиеся плательщиками УСН, исчисляют и уплачивают арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в соответствии с Указом № 101, если общая площадь таких земельных участков превышает 0,5 га (подп. 1.72 п. 1 Указа № 101).
От редакции:
В ближайшее время ожидается выход указа, который должен привести Указ № 101 в соответствие с редакцией НК, вступившей в силу с 1 января 2015 г. В частности, порядок внесения плательщиками УСН арендной платы за землю будет соответствовать порядку уплаты земельного налога |*|.
* Три полезных решения для безошибочного исчисления земельного налога доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов и экологический налог за захоронение отходов производства
Плательщики УСН с 2014 г. признаются плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Объектом обложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) природных ресурсов, перечисленных в п. 1 ст. 211 НК.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.
Плательщики УСН являются плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплату экологического налога производят в отношении отходов, приобретенных указанными способами.
Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляют владельцы объектов захоронения отходов и предъявляют собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.
Налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляются в налоговый орган владельцами объектов захоронения отходов ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Подоходный налог и налог на доходы
Плательщики УСН исполняют обязанности налоговых агентов, в т.ч. удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК.
Организация, являющаяся плательщиком УСН и налоговым агентом, должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет:
– подоходный налог – при выплате физическим лицам доходов, определенных ст. 175 НК;
– налог на доходы по доходам, выплачиваемым ею иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Перечень налогооблагаемых доходов определен ст. 146 НК.