Координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами осуществляет Минжилкомхоз, которым в этих целях создано государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор). Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).
В данном Положении закреплены основные цели, задачи, права, обязанности и функции оператора. Если говорить обобщенно, то деятельность оператора сводится к реализации Указа № 313. В Указ № 313, постановление № 708 и ряд других нормативных правовых актов, касающихся вопросов обращения с отходами потребления, внесен ряд изменений и дополнений, которые вступили в силу с 1 октября 2015 г. |*| В частности, у оператора появилось несколько дополнительных функций, которые мы рассмотрим ниже.
* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие в силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Определен перечень документов, по которым взыскание задолженности перед оператором производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов
Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737.
С 1 октября он дополнился новым п. 26, внесенным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.09.2015 № 781 (далее – постановление № 781).
С указанной даты для взыскания на основании исполнительной надписи нотариусов задолженности по плате за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата) и процентов в связи с такой задолженностью оператору необходимо представить:
1) копию договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, заключенного между оператором и субъектом хозяйствования, у которого возникла задолженность;
2) расчет суммы задолженности по плате, процентам в связи с такой задолженностью, предусмотренным законодательством или договором.
Справочно: внесение платы – один из механизмов выполнения производителями и поставщиками товаров, названных в приложении к Указу № 313, а также поставщиками товаров в упаковке (далее – производители и поставщики) обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, предусмотренной частью первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 |*|.
* Новые размеры платы в отношении стеклянной упаковки доступны всем на портале GB.BY
Данный расчет должен содержать в т.ч. сведения о предоставлении производителями и поставщиками информации о выполнении ими в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, о сроках внесения платы с указанием о невнесении ее в установленные сроки.
Напомним, что форма такой информации утверждена постановлением № 708. Ее представляют оператору производители и поставщики не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Внесение платы на текущий (расчетный) банковский счет оператора производители и поставщики должны осуществлять не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (часть третья подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Утверждены 2 новые административные процедуры
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.09.2015 № 778 дополнило Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, двумя новыми административными процедурами (пп. 6.63 и 6.64). Рассмотрим их.
1. Регистрация субъектов хозяйствования в реестре производителей и поставщиков.
Данная процедура осуществляется оператором бесплатно в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления.
Производители и поставщики обязаны зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков (т.е. подать в адрес оператора заявление на осуществление административной процедуры) до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности.
Датой возникновения обязанности является (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313):
– по производимым товарам, названным в приложении к Указу № 313, – дата их отгрузки;
– по ввозимым товарам, названным в указанном приложении, и ввозимым товарам в упаковке – дата их выпуска в соответствии с таможенными процедурами (дата постановки на учет, если выпуск не производится).
Для включения в реестр производителям и поставщикам необходимо представить в адрес оператора следующий пакет документов:
1) заявление;
2) уведомление об осуществлении деятельности, предусмотренной частью первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
В данном случае имеются в виду юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и (или) ввоз товаров согласно приложению к Указу № 313, а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов;
3) копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Производители и поставщики, которые выполняют (планируют выполнять) обязанность путем внесения платы на текущий (расчетный) банковский счет оператора, должны также приложить к заявлению 2 экземпляра договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, форма которого утверждена постановлением № 708.
Формы ряда указанных документов размещены на сайте vtoroperator.by, в подразделе "Важно знать" (материал "Как заключить договор и зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков?").
Справочно: исключение из реестра производителей и поставщиков оператор осуществляет на основании заявлений производителей и поставщиков об исключении из реестра с указанием оснований для такого исключения (ликвидация (прекращение деятельности) юридического лица (индивидуального предпринимателя), прекращение осуществления деятельности, предусмотренной в части первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 313) или в случае непредставления производителями и поставщиками оператору информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в течение 4 и более отчетных периодов подряд.
2. Регистрация субъектов хозяйствования в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.
Данную процедуру оператор осуществляет бесплатно в течение 15 дней со дня поступления заявления.
Для включения в рассматриваемый реестр необходимо представить в адрес оператора следующие документы:
1) заявление;
2) копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (индивидуального предпринимателя);
3) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования указанных в заявлении стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов, специальных контейнеров для сбора и удаления отходов потребления, производственных линий (цехов, заводов) для разделения отходов по видам;
4) копии документов, подтверждающих поверку весового оборудования, применяемого при сборе (заготовке) отходов. Данное требование актуально только для организаций, осуществляющих сбор (заготовку) отходов посредством приемных заготовительных пунктов;
5) копии графиков работы (движения) передвижных приемных заготовительных пунктов, включающих периоды (время) работы в населенных пунктах, частях населенных пунктов, места в населенных пунктах для проведения сбора (заготовки) отходов. Данное требование актуально только для организаций, осуществляющих сбор (заготовку) отходов посредством передвижных приемных заготовительных пунктов.
Справочно: регистрация в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки, необходима с целью:
1) получения права на компенсацию расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, предусмотренную частью первой подп. 1.6 п. 1 Указа № 313;
2) уменьшения суммы земельного налога на сумму этого налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации отходов товаров и отходов упаковки организациям, осуществляющим обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки (за исключением выручки от реализации отходов товаров и отходов упаковки, полученных из собственных отходов производства), в общем объеме выручки, полученной организацией от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав за прошедший квартал, без учета НДС (подп. 1.9 п. 1 Указа № 313).
Дополнительный контроль сбора и передачи отходов товаров и отходов упаковки
Раздел II формы информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденной постановлением № 708, дополнен требованием (в виде подстрочного примечания) для производителей и поставщиков, которые выполняют предусмотренную Указом № 313 обязанность путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки (это второй из возможных путей выполнения обязанности |*|, помимо внесения платы) (подп. 1.2 п. 1 постановления № 781).
* Порядок применения освобождения от сбора отходов товаров и отходов упаковки доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Данные производители и поставщики к информации о выполнении обязанности должны с 1 октября 2015 г. прилагать заверенные копии первичных учетных документов:
– о поступлении отходов товаров и отходов упаковки, собранных за отчетный период;
– передаче собранных отходов для дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (или за пределами Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь).
Напомним, что ранее представление указанных документов не требовалось.
Таким образом, за оператором закреплена функция оценки применения организациями собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки, объема собираемых, используемых и (или) обезвреживаемых отходов.