Организации, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу Президента РБ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313), а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313) (далее - обязанность).
При выполнении указанной обязанности у поставщиков (импортеров) и производителей товаров и тары периодически возникали вопросы в части применения некоторых норм Указа № 313. В связи с этим возникла необходимость доработки данного указа.
Указ Президента РБ от 28.07.2014 № 381 (далее – Указ № 381) внес необходимые изменения и дополнения в Указ № 313.
Определенная часть нововведений направлена на расширение перечня исключений в части возникновения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, и на упрощение порядка ее выполнения. Рассмотрим эти нововведения.
Изменился Перечень товаров
Перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (приложение 1 к Указу № 313; далее – Перечень), дополнился новыми видами товаров. Среди них укупорочные средства из пластмасс, упаковка из пластмасс, бумаги и картона, в т.ч. с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой, предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс, инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным электрическим или неэлектрическим двигателем, консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр и некоторые другие.
Кроме того, из Перечня исключены некоторые товарные позиции, например прочие масла, части установок кондиционирования воздуха, тепловые насосы, натриевые и металлогалогенные лампы и некоторые другие.
Также с целью более полного исключения товаров, не реализуемых и не применяемых физическими лицами (т.е. не образующих впоследствии отходов потребления), предусмотрено, что при определении возникновения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, помимо кода ТН ВЭД ТС товара следует в полной мере руководствоваться и его наименованием.
Утвержден «понятийный аппарат» Указа № 313
В целях применения Указа № 313 производители и поставщики должны использовать термины и их определения в значениях:
1) установленных Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»;
2) указанных в подп. 1.11 п. 1 Указа № 313 (в редакции Указа № 381).
Важно! В новой редакции Указа № 313 понятие «потребительские товары» не применяется; понятие «тара» заменено на термин «упаковка».
С 1 октября 2014 г. термин «упаковка» должен применяться в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».
Установлен порядок исключения из реестра производителей и поставщиков
К нововведениям, ужесточившим порядок выполнения требований Указа № 313, следует отнести установленную в подп. 1.4 п. 1 рассматриваемого указа динамику показателей объемов сбора отходов товаров и упаковки по годам с применением собственной системы сбора отходов, в т.ч.:
– для посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов:
с 2015 г. – не менее 35 %;
с 2017 г. – не менее 40 %;
с 2020 г. – не менее 50 %;
– для других видов отходов товаров:
с 2015 г. – не менее 15 %;
с 2017 г. – не менее 20 %;
с 2020 г. – не менее 30 %.
Также новая редакция Указа № 313 установила порядок исключения производителей и поставщиков из соответствующего реестра (часть вторая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 (в редакции Указа № 381)). Ранее такой порядок отсутствовал.
Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014, № 37, c. 34