_____________________
* Гл. бухгалтер. – 2014. – № 30. – С. 22–32.
При определении возникновения обязанности помимо кода ТН ВЭД ТС товара следует руководствоваться и его наименованием
Изменился Перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (приложение 1 к Указу № 313). Так:
1) перечень товаров дополнен новыми видами товаров: укупорочные средства из пластмасс, упаковка из пластмасс, бумаги и картона, в т.ч. с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой, предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс, инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным электрическим или неэлектрическим двигателем, консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр и др.
Данные дополнения связаны с тем, что определенная часть указанных товаров реализуется населению и в результате утраты ими потребительских свойств образуются отходы потребления, требующие организации систем их сбора;
2) из перечня товаров исключены некоторые товарные позиции, например прочие масла, части установок кондиционирования воздуха, тепловые насосы, натриевые и металлогалогенные лампы и др.
Данные исключения связаны в первую очередь с тем, что указанные виды товаров, по сути, населением не применяются и в результате утраты ими потребительских свойств отходы потребления практически не образуются.
Также с целью более полного исключения товаров, не реализуемых и не применяемых физическими лицами (т.е. не образующих впоследствии отходов потребления), предусмотрено, что при определении возникновения обязанности, установленной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, для некоторых видов товаров помимо кода ТН ВЭД ТС товара следует в полной мере руководствоваться и его наименованием.
Например, в отношении товаров, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 8418, обязанность с 1 октября т.г. возникает только в случае производства и (или) ввоза бытовых холодильников, морозильников, холодильников-морозильников и прочего бытового холодильного или морозильного оборудования электрического или других типов.
В новой редакции Указа № 313 не применяются понятия "потребительские товары" и "тара"
Утвержден понятийный аппарат Указа № 313.
Так, согласно подп. 1.11 п. 1 Указа № 313 (в редакции Указа № 381) для его целей применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З), а также следующие термины и их определения:
– многооборотная стеклянная упаковка – упаковка из стекла, предназначенная для ее многократного применения.
Необходимость введения данного понятия связана с тем, что многооборотная стеклянная упаковка может быть включена в объем выполнения обязанности по сбору отходов стеклянной упаковки, а также может быть предусмотрена компенсация расходов, связанных со сбором данной упаковки;
– общехозяйственные нужды – потребности организации, не связанные непосредственно с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Данное определение было утверждено с целью однозначности трактовки ряда исключений, предусмотренных подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, которые рассмотрены ниже;
– отчетный период – календарный квартал.
Отметим, что отсутствие однозначно определенного отчетного периода было одним из распространенных нареканий к предыдущей редакции Указа № 313, так как у 2 ранее предусмотренных форм отчетности был разный период представления;
– упаковка из комбинированных материалов – упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев).
Необходимость введения данного понятия связана с уже упомянутым выше включением данного вида упаковки в перечень товаров, в отношении производителей и поставщиков которых возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность.
Кроме того, в новой редакции Указа № 313:
1) не применяется понятие "потребительские товары".
Данное нововведение должно исключить применение производителями и поставщиками, а также контролирующими органами неоднозначных трактовок, вызванных отсутствием в законодательстве утвержденного определения "потребительские товары";
2) понятие "тара" заменено термином "упаковка".
Дело в том, что в целях применения Указа № 313 импортеры и производители при определении тары должны были руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения" (более подробно см. в разъяснениях Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 и от 18.02.2013 № 203-45). Однако государственные стандарты являются добровольными для применения (часть первая ст. 20 Закона РБ от 05.01.2004 № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации").
В целях унификации применяемых понятий с законодательством Таможенного союза с 1 октября т.г. следует применять термин "упаковка" в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки".
Важно! Замена понятия "тары" на "упаковку", по сути, расширила круг обязанных лиц, так как понятие "упаковка" является более широким, чем "тара".
От редакции:
В период действия Указа № 313 Минжилкомхоз РБ и другие заинтересованные органы госуправления подготовили и опубликовали 2 документа с одноименным названием "Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления".
Первый документ был согласован поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (см. "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39), второй – поручением Совета Министров РБ от 18.02.2013 № 203-45 (см. "ГБ", 2013, № 14, с. 37–38).
Указанная информация размещена на сайте оператора vtoroperator.by в подразделе "Важно знать".
С 1 октября на розницу и мастерские, осуществляющие ремонт определенных товаров, возлагается обязанность по сбору отходов потребления
Из абсолютных новшеств новой редакции Указа № 313 необходимо отметить требование части третьей подп. 1.2 п. 1 Указа № 313. Так, с 1 октября т.г. сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки должны обеспечивать организации, осуществляющие:
– розничную торговлю, – в местах их реализации;
– ремонт и техническое обслуживание таких товаров, – в местах их ремонта, технического обслуживания (с учетом их специализации, площади и условий размещения).
Перечень таких товаров и упаковки должен быть определен в ближайшее время Советом Министров (в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера).
Установлен порядок исключения из реестра производителей и поставщиков
К нововведениям, ужесточившим порядок выполнения требований Указа № 313, следует отнести установленную в подп. 1.4 п. 1 рассматриваемого документа динамику показателей объемов сбора отходов товаров и упаковки по годам с применением собственной системы сбора отходов, в т.ч.:
– для посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов:
с 2015 г. – не менее 35 %;
с 2017 г. – не менее 40 %;
с 2020 г. – не менее 50 %;
– для других видов отходов товаров:
с 2015 г. – не менее 15 %;
с 2017 г. – не менее 20 %;
с 2020 г. – не менее 30 %.
Также в новой редакции Указа № 313 установлен порядок исключения производителей и поставщиков из соответствующего реестра (часть вторая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 в редакции Указа № 381). Ранее такой порядок отсутствовал.
Производителям и импортерам надо будет представлять оператору только 1 форму отчетной информации
С 1 октября т.г. исключены приложения 2 и 3 к Указу № 313, а именно:
– информация о выполнении производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;
– информация о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора.
Теперь следует применять только форму отчетной информации, которая в скором времени будет утверждена Правительством. То есть производители и поставщики должны будут не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарный квартал), представлять государственному учреждению "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) информацию о выполнении ими в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (часть третья подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 (в редакции Указа № 381)).
В новой редакции Указа № 313 введено понятие "дата возникновения обязанности"
С 1 октября т.г. датой возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки является:
– по произведенным товарам, названным в приложении к Указу № 313, – дата их отгрузки согласно оформленным документам;
– ввозимым товарам, названным в приложении к Указу № 313, а также ввозимым товарам, упакованным в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов, – дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (часть четвертая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 (в редакции Указа № 381)).
Как видим, сокращен перечень таможенных процедур, дата осуществления которых будет определяться как дата возникновения обязанности.
Если сумма оплаты оператору меньше 1 БВ, то ее можно перечислять 1 раз в год
Если сумма платы, подлежащая внесению на текущий (расчетный) банковский счет оператора, составляет менее 1 базовой величины, то производители и поставщики имеют право внести плату не позднее 22 января года, следующего за годом, на который приходится дата возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Данное нововведение направлено на исключение необходимости ежеквартального внесения платы в ситуациях, когда сумма платы составляла незначительные величины и затраты, связанные с внесением данной суммы и предоставлением информации о размере внесенной платы, превышали рассматриваемую сумму.