Российская транспортная компания ООО "А" создала на территории Республики Беларусь представительство. В качестве цели его создания декларировались представление интересов ООО "А" вне места его нахождения, оказание вспомогательных услуг, связанных с перевозкой груза.
ИМНС провела налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности ООО "А" в части деятельности его представительства на территории Республики Беларусь. В результате был составлен акт о нарушении налогового законодательства и доначислены налоги и пени: деятельность ООО "А" признали деятельностью организации без уплаты установленных налоговым законодательством РБ налогов, сборов (пошлин), что явилось нарушением требований ст. 13, 22 Налогового кодекса РБ (далее – НК) и иных актов законодательства.
На что ссылалась ИМНС
ИМНС установила, что ООО "А" осуществляло деятельность на территории Республики Беларусь в качестве перевозчика посредством оказания транспортных услуг резидентам РБ. Их оплата производилась через гражданина РБ – ИП Иванова И.И., выступавшего в качестве экспедитора, путем перечисления денежных средств на его расчетный счет за оказанные транспортные услуги. Затем эти деньги перечислялись на расчетный счет российского ООО "А" за минусом вознаграждения экспедитору оказанных услуг. В свою очередь Иванов И.И. непосредственно являлся учредителем и директором ООО "А" в Российской Федерации.
ООО "А" выдало директору представительства доверенность для заключения от имени ООО "А" с субъектами хозяйствования РБ следующих видов трудовых и гражданско-правовых договоров:
– хранения транспортных средств;
– аренды автотранспортного средства;
– на оказание транспортно-экспедиционных услуг;
– проведение предрейсового и иного медицинского обследования водителей и контроля за техническим состоянием автотранспортных средств перед выездом на работу;
– оказание связанных с экспресс-перевозками документов услуг мобильной связи;
– оказание услуг автомойки;
– оказание услуг шиномонтажа;
– оказание услуг по ремонту полуприцепов;
– оказание услуг по техническому обслуживанию;
– оказание услуг на комплексное рекламное обслуживание;
– оказание рекламных услуг;
– оказание услуг по техническому обслуживанию электронных тахографов;
– поставки автомобильных шин, масел и фильтров для автотранспорта;
– поставки запасных частей и т.п.
В ходе проверки было установлено, чтов проверяемый период деятельности руководитель (директор) и учредитель ООО "А" Иванов И.И. находился на территории Республики Беларусь. Это подтверждалось письмом Управления Федеральной налоговой службы и протоколом допроса свидетеля – главного бухгалтера ООО "А".
ИМНС провела встречную проверку контрагента ООО "А" в Республике Беларусь. Из акта этой проверки следовало, что водители ООО "А" постоянно проходят на договорной основе предрейсовое и иное медицинское обследование своих водителей и контроль за техническим состоянием автотранспортных средств перед выездом у своего контрагента – резидента РБ.
Таким образом, ИМНС доказала факт регулярно оказываемых представительством транспортных услуг (хозяйственной деятельности) вместо функций, предусмотренных в положении о представительстве.
Как возражало ООО "А"
Согласно позиции ООО "А" представленные ИМНС документы не подтверждают тот факт, что деятельность представительства ООО "А" в Республике Беларусь следует расценивать как деятельность постоянного представительства на территории Республики Беларусь для целей налогообложения.
Полученные ИМНС сведения от субъектов хозяйствования и банков не могут являться доказательствами по делу, поскольку данные сведения в нарушение положений НК истребованы не в ходе проведения проверки.
По мнению ООО "А", термин "постоянное представительство" не включает содержание постоянного места деятельности и не приводит к образованию постоянного представительства исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров собственного производства, закупки товаров для иностранного юридического лица, сбора или распространения информации для иностранной организации, а также для другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера (п. 5 ст. 139 НК).
Суды всех инстанций признали выводы ИМНС правомерными
Термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве, включает место производства и (или) место реализации продукции товаров (выполнения работ, оказаний услуг) (ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущества от 21.04.1995 (далее – Соглашение)).
Под постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения НК признает обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь (подп 1.1 п. 1 ст. 139 НК). Под учреждением же понимается место производства и (или) реализации продукции; место реализации товаров, иных ценностей, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности,
В том случае, когда иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение одного календарного года, то место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации рассматривается как постоянное представительство.
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признают организации, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). НК определено, что иностранные юридические лица несут налоговую обязанность по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, и по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 13, п. 3 ст. 14 НК).
Поскольку собранные и предоставленные ИМНС доказательства подтверждали ведение ООО "А" хозяйственной деятельности без уплаты налогов, то и решение ИМНС о доначислении налогов за 2 года существования представительства и взыскании штрафных санкций было признано судом законным.